Существуют четыре препятствия, которые подстерегают практикующего на пути к состоянию истинного пробуждения. Из них первые два препятствия – малые препятствия, вторые два препятствия – препятствия великие.
Первое малое препятствие – скука.
Начиная практиковать, мы сталкиваемся с тем, что долгое время ничего не происходит. Мы ожидаем чудесных переживаний, но ничего не меняется. Тогда наш ум утомляется и начинает скучать. Мы отвлекаемся, засыпаем или начинаем заниматься каким-то привычным делом. В этот миг возникает искушение бросить практику.
Очень трудно не поддаться этому искушению. Мы говорим себе: все это не интересно, это скучно, я уже видел и переживал все это, тут нет ничего нового. В такие мгновения единственное, что следует делать – это продолжать практику и ждать. Когда мы ждем достаточно терпеливо, не позволяя привязанностям ума увлекать себя, то обнаруживаем, что проходим через скуку очень легко, слой за слоем, и тогда за скукой открывается нечто новое. Здесь мы встречаемся со вторым малым препятствием.
Второе малое препятствие – страдание.
Вслед за скукой приходит страдание во всех его формах. Мы чувствуем, как страдает и болит наше тело, ощущаем все травмы, все напряжение, все места, где естественное течение энергии было нарушено или остановлено. Но гораздо сильнее мы переживаем душевные и эмоциональные страдания. Мы ощущаем брошенность, одиночество, страх, гнев, отчаяние. Самые сильные негативные переживания переполняют наш ум. Мы видим, что все есть страдание, вся вселенная переполнена им. В такие мгновения появляется непреодолимое желание прекратить практику. Мы говорим себе: такое страдание выше моих сил, это совсем не то, что я ожидал встретить на пути к пробуждению, это слишком больно, я никогда не смогу пройти через это.
Но преодолеть боль очень просто – практикующий может наблюдать за страданием как за игрой собственного ума, не отождествляясь с ним. Для этого следует непрерывно напоминать себе: я – не тот, кто страдает, но тот, кто наблюдает за страданием. Я больше, чем самое сильное страдание. Так мы обретаем способность направлять внимание в самый центр боли и наблюдаем за тем, как боль тает, трансформируется и постепенно отступает. Здесь мы встречаемся с первым великим препятствием.
Преодолев страдание, мы оказываемся в чем-то противоположном. Мы ощущаем ни с чем не сравнимые удовольствие и счастье. Мы ощущаем потоки энергии, которые свободно текут через наши физическое и энергетические тела. Но еще сильнее мы ощущаем бесконечную любовь.
Вся вселенная оказывается наполненной любовью и счастьем. Мы переживаем такое наслаждение, такой восторг, равных которым не испытывали прежде. В этот миг мы ощущаем непреодолимый соблазн остановиться. Поистине, это необычайно трудное препятствие, и очень многие останавливаются тут, так как им кажется, что то, что они переживают – и есть пробуждение. Но это лишь ловушка ума. Весьма непросто преодолеть ее. Для этого практикующему необходимо снова и снова повторять себе, что природа наслаждения так же иллюзорна, как и природа страдания.
Так мы поднимаемся над наслаждением, не позволяя уму отождествиться с ним. И когда это последнее отождествление преодолевается, мы постигаем истинную природу ума, видим чистый белый свет сознания и переживаем опыт пробуждения. Но именно здесь нас подстерегает последнее, самое трудное из препятствий.
Второе великое препятствие – пережитый опыт пробуждения.
Однажды пережив опыт пробуждения, мы возвращаемся в привычное состояние ума, и наше эго присваивает себе этот опыт. Мы говорим себе: я – тот, кто пробудился, я – тот, кто преодолел все видимые и невидимые формы. Желание снова пережить подобный опыт охватывает нас, мы начинаем искать его, привязываемся к нему, и это уводит нас от него все дальше и дальше.
Так отождествление с пережитым опытом пробуждения становится последним препятствием. Весьма и весьма непросто преодолеть это последнее препятствие. Лишь единицам удавалось это. Для этого практикующему необходимо принять равноценность опыта пробуждения и любого другого опыта – и опыта наслаждения, и опыта страдания, и опыта скуки, и опыта погруженности в мирское. Только в этом случае состояние истинного пробуждения становится для нас таким же доступным, как любой другой опыт. Но мы перестаем к нему стремиться и живем простой жизнью, радуясь простым вещам.
Таково истинное состояние пробуждения.