11 ловушек, которые мешают вашему духовному росту


Независимо от того, какая практика или учение, эго любит ждать своего часа, чтобы присвоить духовность для собственного выживания и выигрыша.Чогьям Трунгпа, «Пробираясь через духовный материализм»

Духовный рост личности — это опыт, через который мы все проходим, когда переживаем процесс духовного пробуждения. Когда мы начинаем осознавать истину о том, кто мы есть, мы развиваем связь с нашей подлинной природой, Высшим Существом, или Душой.

По мере того, как мы постепенно продвигаемся по нашим тропам, наша духовная сущность начинает расцветать, подобно светящемуся цветку в сердце.

И чем больше мы очищаем мертвые, искаженные и излишне разросшиеся убеждения, взгляды и эмоциональный багаж внутри нас, тем яснее мы ощущаем нашу божественную сущность.

Когда мы хорошо ухаживаем за нашим внутренним садом, мы ощущаем все больше и больше любви, мудрости, мира и целостности, поскольку наша Истинная Природа медленно раскрывается для нас.

Тем не менее, как и любой сад, наши метафорические внутренние пейзажи могут быть уничтожены сорняками, эпидемиями и другими формами загрязнений, которые душат все прекрасное, что мы взращиваем. Иногда мы даже саботируем рост, происходящий внутри нас, сами того не подозревая.

[Сабота́ж (фр. sabotage от saboter — стучать башмаком) — умышленное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо. Самая распространенная этимология слова идёт от фр. sabot — деревянный башмак, которым можно было заблокировать работу ткацких станков.]


Что такое духовный рост?

Духовный рост — это процесс пробуждения к вашей истинной природе, осознание своей цели и потенциала. В процессе духовного роста вы испытываете расширение сознания и инсайт, также известный как состояние более высокого сознания.

У всего духовного развития есть одна цель: помочь вам реализовать свою Душу, Высшее Я, или Атман. Когда вы сможете соединиться со своей Душой, вы испытаете то, что понимается как просветление, «блаженство», «Единство», или «мокша».

11 ловушек, которые мешают вашему духовному росту

Это не путь о том, как стать кем-то. Это о нестановлении тем, кем мы не являемся.
Аддяшанти, «Конец вашего мира»


Проблема духовного путешествия состоит в том, что оно часто изобилует ловушками различных видов. Эти ловушки не являются физическими, они ментальные и часто упоминаются как силы, препятствующие пробуждению.

Поскольку мы обрабатываем жизненные процессы прежде всего через ум, мы склонны рассматривать духовность также с помощью ума.

Проблема в том, что для духовности мысли являются слишком ограниченным инструментом.

Как только духовность захватывается в пределы мысли, она перестает соответствовать своей истинной сущности и вместо этого становится ограничивающим убеждением или догмой.

Другими словами, духовность теряет свою живую, вечно изменяющуюся сущность, когда она отделена и заключена внутри ума.



Подумайте об этом таким образом: вы когда-нибудь испытывали огромное благоговение и удивление в присутствии чего-то прекрасного и очаровательного, как, например, восход солнца?

Вы начинаете фотографировать его или описывать в текстовом сообщении, и в этот момент вы перестаете погружаться в чувство восхода солнца, вы больше не присутствуете в процессе восхода солнца.

Вместо этого вы пропускаете его через свои мысли, как через объектив фотоаппарата, или разбираете прекрасный природный процесс на отдельные детали в виде слов в сообщении. То же самое можно сказать и о духовности.

Чем больше мы используем ум для приближения к нашей Душе, тем более удаленной чувствует себя наша Душа.

Но как только мы отпускаем наши мысли и позволяем себе просто чувствовать нашу Душу, мы снова находимся у себя дома.

Подумайте об этом следующим образом: когда вы стремитесь настигнуть солнце за уходящим вдаль горизонтом, вы двигаетесь в его направлении, но вы не можете его достичь, потому что это иллюзия.

Но когда вы останавливаетесь и чувствуете присутствие солнца, сияющего на вашей коже, вы наслаждаетесь и больше не нуждаетесь в бесконечном преследовании.

Нам, как ориентированным на мышление существам, трудно стать осознающими свои мысли, поскольку мы были обусловлены тем, что отождествлялись с ними с раннего возраста.

Но как только мы сможем наблюдать наши мысли и то, как они имеют тенденцию саботировать наше счастье, мы испытаем настоящий духовный рост.

Ниже приведены одиннадцать из наиболее распространенных ловушек, в которые мы попадаем, продвигаясь на духовном пути.

Встреча с такими подводными камнями может привести к сильной боли и сопротивлению. Посмотрите, сколько из этих ловушек вы можете распознать у себя.

1. Ловушка ухода в духовность

Уход в духовность – это практика использования духовности для уклонения, подавления или убегания от определенных эмоций или стрессовых ситуаций в жизни.

К обычным типам ухода в духовность относятся:

• замораживание своих эмоций посредством «одухотворенного» подавления и избегания;

• нездоровая одержимость и привязанность к позитивному (например, к позитивному мышлению) и принятие пассивно-агрессивной «красивой» маски;


• изнурительные рассуждения о негативности или теневой стороне личности человека;

• гнев-фобия;

• слабые личные границы;

• слепое или чрезмерно терпимое сострадание (в ущерб себе и другому);

• насильственная попытка «убить» эго и осудить его как плохое или злое;

• преувеличенное отстранение;

• застревание в теоретической духовности и догматических убеждениях в отношении «истины»;

• отказ от ответственности, предоставление ее другому высшему существу (например, духовному наставнику, ангелу);

• иллюзии достижения более высокого уровня бытия, чем другие;

• использование духовных практик для избежания неприятных эмоций: например, медитировать, чтобы отделиться от эмоций, а не преобразовать их.

2. Ловушка превосходства

Она проявляется в тенденции «смотреть сверху вниз» на других, которые не являются «сознательно развитыми» или «пробужденными».

Ловушку превосходства можно рассматривать как тонкое чувство «быть лучше» других, которые не являются «духовными».

В более крайних случаях эта ловушка может проявляться как тенденция набрасываться на людей, которые все еще «спят»,«слепые» или «овцы» общества.

Такого рода реагирование часто можно увидеть у людей, которые только что «проснулись» к состоянию мира, хотя и подверглись минимальному духовному росту.

Мы должны помнить, что каждый делает все возможное на своем уровне сознания. Когда придет время, все пробудятся.

3. Ловушка насильно пробуждать других

Как только мы проснулись из «матрицы», мы часто отчаянно хотим, чтобы наши окружающие тоже пробудились. Мы можем видеть, сколько боли и заблуждений испытывают другие люди, и у нас возникает сильное желание «показать им правду».

Однако часто наша попытка насильно пробуждать людей быстро терпит неудачу. При всех наших хороших намерениях, наше желание «спасти» других вызывает у них отрицательную реакцию, таким образом, приводя в бешенство и их, и нас.

Чем менее отзывчивы они к нашим настойчивым попыткам «разбудить их», тем более расстроенными и отчужденными мы становимся. В конце концов, попытка заставить других проснуться заканчивает тем, что вредит и нам, и другим.

Эта ловушка порождает много гнева и недоразумений, что приводит к дальнейшему усилению эго, саботируя наш духовный рост. Дайте людям проснуться, когда они будут готовы.

4. Ловушка желания помогать другим

Эта ловушка тесно переплетена с предыдущей ловушкой, за исключением того, что она больше ориентирована на предоставление рекомендаций другим.

Нет ничего плохого в том, чтобы помогать другим людям, если вы уважаете их границы. Но иногда расширение духовной перспективы дает эго возможность чувствовать себя более «знающим», чем другие, которые все еще находятся в ловушке иллюзии.

Когда незапрашиваемый совет предоставляется другим, результаты могут быть катастрофическими (гнев, расстройство, разрушения и т.д.).

Желание помочь другим может также использоваться, как способ убежать от насущной личной потребности в помощи. Под маской быть «духовным» и сострадательным помощь другим может быть лишь другой формой ухода в духовность.

5. Ловушка желания устроить революцию мира

Как только мы пробудимся и осознаем ложь и коррупцию, существующую в нашей нынешней социальной структуре, многие из нас отчаянно хотят изменить общество.

Мы попадаем в ловушку мысли о том, что свободу, честность и справедливость можно создать, изменив внешнюю систему.

В результате мы покупаемся на менталитет «нас против них» и «разделяй и властвуй», который является продуктом туннельного видения эго.


Мы не понимаем, что мы фактически ещё больше разжигаем коррумпированную систему, которая нуждается в гневе и хаосе, чтобы процветать и выживать.

Вместо того, чтобы понимать, что все истинные изменения происходят от внутренней революции, мы увязли в стремлении к внешней революции, которая несет ненадежные и кратковременные изменения.

6. Ловушка бессмысленности

Как только мы переживаем божественные и трансцендентные состояния бытия, в которых мы становимся Единым со всем, мы можем попасть в ловушку духовного нигилизма после прохождения такого опыта.

Другими словами, как только мы осознаем с точки зрения Вселенной, что все, что мы делаем, в конечном счете, не имеет значения, потому что все проходит, мы можем впасть в депрессивное мышление.

Используя такие истины, как «все есть иллюзия», человек, попавший в эту ловушку, как правило, рассматривает жизнь через ум.

Цепляясь умом за духовные истины, превращает их в личные убеждения, которые эго использует в качестве предлога, чтобы парадоксально чувствовать себя отделенным от Сущего.

7. Ловушка избегания каждодневных обязанностей

Некоторые люди настолько увлечены духовным путем, что избегают заниматься обычными повседневными делами.

Эта форма эскапизма может приводить к отторжению человеческих отношений, отказу от оплаты счетов, уклонению от налогов, одержимостью «проживанием вне матрицы» и т.д.

Когда избегание повседневных обязанностей носится как сознательно поднятый флаг с претензией на большую духовность, это тоже скрытая форма эгоизма.

Избегание обычных обязанностей, которые не воспринимаются как «достаточно духовные», также может быть формой отвлечения, которую эго использует для ограничения духовного роста.

Чем больше вы озабочены и одержимы идеей жить внешне «духовной» жизнью, тем дальше от вашей душевной работы вы находитесь. Иногда нам нужно кормить акул, чтобы жить мирной и гармоничной жизнью.

Помните древний Дзен, говорящий: «Перед Просветлением: рубить дрова, нести воду; после Просветления: рубить дрова, нести воду».


Мы должны быть смиренными и осознавать, что обычная повседневная жизнь — идеальное место для духовного роста и созревания.

8. Ловушка самобичевания

Вскоре после того, как мы переживаем духовное пробуждение и осознаем все сумасшествие этого мира, мы часто застреваем на самокритике.

Мы можем начать воспринимать мир как «тюрьму», а других людей — «пленниками» или даже «захватчиками». Шок пробуждения может привести нас к тревоге и паранойе.

Неизбежно, что мы можем начать чувствовать себя жертвами, в результате чего мы обвиняем других людей и высшие силы в том, что мы чувствуем.

Духовную ловушку самобичевания можно увидеть в социальных сетях, которые часто становятся грустной вечеринкой для новичков. В конце дня мы должны увидеть, что именно наши мысли заставляют нас страдать, а не другие люди или ситуации.

Как только мы сможем взять на себя ответственность за свои взгляды и убеждения, мы снова сможем стать уверенными в себе.

9. Ловушка комплекса Спасителя

Эта ловушка связана с ранее упомянутой ловушкой желания помочь другим.

Комплекс Спасителя принят людьми, которые ощущают чувство превосходства над остальным человечеством.

Их чувство «уникальности» и «духовное возвышение» может заставить их почувствовать себя так, как будто они предназначены для исправления мира.

Комплекс Спасителя чаще всего можно увидеть в кругах «работников света/звездных посланников/целителей», которые стремятся встать на пьедесталы, полагая, что их космический долг «спасти планету».

Это восприятие совпадает с убеждением, что есть что-то «неправильное» с реальностью, другие люди «испорчены» и должны быть исправлены (что является точкой зрения эго).

Такое восприятие также усиливает чувство «индивидуальности» и самооценки эго.


Комплекс Спасителя может продвинуться на один шаг дальше и превратиться в комплекс Мучеников. Мученики считают, что они должны «нести бремя» других.

Очевидно, что это крайне нездоровый образ жизни, основанный на христианской обусловленности (вспомните историю Иисуса). «Несущие» чужую боль мученики уклоняются от ответственности за собственное счастье и потворствуют незрелому поведению других людей.

10. Ловушка привязанности

Почувствовав глубокие и обширные мистические переживания, которые часто наступают после значительного духовного роста, для нас становится обычным привязаться к этим переживаниям.

Это может быть болезненно: спуститься с высоты этих переживаний и вернуться к обычной, непросветлённой реальности. Также мы можем привязаться к нашей «истории» и убеждениям о духовности.

Поскольку ум пытается придать смысл этому трансцендентному опыту, он часто будет зацикливаться на различных идеях как какой-то форме контроля.

Но чем больше мы привязываемся к нашим убеждениям, историям, желаниям и мысленным интерпретациям, тем больше страдаем. Мы забываем, что все проходит, даже трансцендентные переживания.

Просветление — это не цель, а полная сдача; фундаментальное изменение в способе восприятия жизни.

Привязанность — это, пожалуй, самая распространенная ловушка, которая саботирует наш духовный рост.

С одной стороны, привязанность к идеям помогает нам расти, но в конечном итоге те идеи, которые мы не хотим отпускать, приводят к застою нашего роста.

Когда идеи становятся защитными оболочками, а не катализаторами нашего роста, возникает большая проблема.

Нам нужно понять, что свобода не может быть пережита через ум. Свобода ощущается, когда мы можем быть освобождены от привязанности к нашим мыслям.

11. Ловушка полагания на внешние ответы

Когда мы продвигаемся по нашим духовным путям, это нормально и полезно для нас — искать внешнюю поддержку.

Чтение книг, участие в симпозиумах и семинарах, посещение ретритов, практика холических техник и обретение личного гуру — все это помогает нам ощущать духовный рост.

Однако через некоторое время мы становимся так сильно зависимыми от внешних ответов, что не можем быть свободными и счастливыми.

Такое заблуждение может быть замечено в одержимости многих духовных искателей прославлением своих гуру (другими словами, отрицание своей божественности и проектирование ее на другую личность).

В конце концов, когда мы привыкаем постоянно искать ответы вне себя, мы забываем о присутствии нашей собственной Души.

Мы забываем, что наш главный источник руководства и мудрости находится внутри нас, и вместо этого мы продолжаем гнаться за вещами вне нас самих, которые, как мы считаем, «просветлят» нас.

Нам нужно остановиться, сделать паузу и подумать о наших духовных путешествиях.

Ищем ли мы опыт из первых рук или бывший в употреблении опыт других?

Не забудьте также посмотреть внутрь, чтобы найти ответы, потому что, благодаря соединению с вашей Душой, вы, в конце концов, испытаете свободу.

Чтобы увидеть и вырваться из этих ловушек, нам нужно быть предельно честными с самими собой.

Нам нужно быть готовыми осознать, что мы действительно заблудились и попали в эго. Мы также с огромной пользой исследуем наши Теневые самости и изучаем наши ошибочные убеждения.

Не беспокойтесь, если вы попали в любую из этих ловушек. Мы все попадаем в ловушки эго.

Нам может быть особенно трудно ясно это видеть, когда эго «одухотворяет» и возвышает определенные убеждения и идеи.

Чем более открытым, смиренным и честным вы являетесь, тем быстрее можно увидеть эти проделки и освободиться.

В заключение хочу сказать: не бойтесь темноты. Не бойтесь ошибиться. Все, что случается, независимо от того, насколько оно болезненно, является возможностью обучения.

В конечном счете, ваша Душа — это все, что вам нужно найти.