Вы не обязаны практиковать йогу или следовать аюрведической диете, чтобы включить в свою жизнь некоторые идеалы буддизма (но если вы это делаете, это пойдет вам лишь на пользу).
Так что, неважно, думали вы о том, чтобы привести в баланс ваши доша или нет – это никак не помешает вам узнать о трех краеугольных элементах буддизма, «благородных истинах», как их называют сами буддисты, и о том, как их можно включить в вашу повседневную жизнь…
1) Дуккха: жизнь мучительна, и полна страданий
Именно благодаря этой истине многие люди считают, что буддизм пессимистическая или негативная религия. И это неудивительно – ведь что еще можно подумать, узнав, что один из краеугольных столпов этой религии гласит примерно «жизнь есть страдания». Но смысл этой благородной истины куда глубже. Она говорит нам «жизнь трудна, так что терпите ее», но не только. Так что же в ней говорится на самом деле?
О том, что мы зачастую сами делаем свою жизнь более мучительной, пытаясь подавить неприятные эмоции, либо избежать их. Да, наши жизни неизбежно полны подобными чувствами и эмоциями: чувством потери, печалью, усталостью, скукой, тревогой… Они то приходят, то уходят, и мы ничего не можем с этим поделать.
Но слишком привязываясь к определенным ожиданиям, материальным предметам и обстоятельствам, мы порою сами создаем для себя острое раздражение, разочарование и прочие формы страданий. Так не лучше ли вместо того, чтобы бояться страданий, либо стремиться полностью от них избавиться (и еще больше расстроиться, поняв, что это невозможно), постараться их понять и принять?
Как вы можете использовать эту благородную истину в своей повседневной жизни?
Хватит считать, что с вами что-то не так. Поймите, что смерть, старение, болезни, страдания и потери – часть нашей жизни. Практикуйте принятие жизни такой, какая она есть. А еще – откажитесь от идеи, что ваша жизнь обязана быть легкой и безопасной – как физически, так и эмоционально. Это неправильно, неестественно и внушается нам извне – миром моды, знаменитостями и производителями косметики.
Болезни, разбитое сердце, потери, разочарование и раздражение – все это часть нашей жизни, и нам никак от них не укрыться, делая вид, что мы их не замечаем. Попытайтесь принять несовершенство нашей жизни, и отказаться от мысли, что она должна проходить лишь определенным образом, и никак иначе. Откройте ваше сердце неопределенности.
2) Анитья: жизнь бренна и непостоянна
Анитья, или «непостоянство» означает именно то, что вы думаете – наша жизнь постоянно меняется. Мы уже не в силах ни вернуться в прошедший миг, ни повторить его. С течением дней клетки нашего тела постоянно обновляются, меняются наши мысли и настроение, меняется температура за окном и погода, а день сменяет ночь. Каждый день, каждая минута и секунда нашей жизни – иные. Всегда.
И вот в чем парадокс: когда нам плохо, когда мы чем-то расстроены, идея переменчивости жизни способна нас утешить. Если в нашей жизни нет ничего постоянного, это значит, что наша боль рано или поздно пройдет. Но когда нам радостно и хорошо, эта же идея способна вселить в нас страх.
Но если абстрагироваться от этих двух взглядов на идею переменчивости жизни, то вы поймете, насколько она освобождает. В Древней Греции, примерно через 100 лет после того, как Будда впервые высказал эту идею, философ Гераклит высказал ее другими словами: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». И он прав, ведь все, что у нас есть – тот момент, в котором мы живем.
Как вы можете использовать эту благородную истину в своей повседневной жизни?
Примите идею переменчивости. Примите тот факт, что все вокруг постоянно меняется. Ведь если вы хорошенько об этом подумаете, то поймете, насколько это замечательно. Да, порою идея переменчивости может показаться страшной, но зато она помогает нам куда больше ценить то, что у нас есть здесь и сейчас: наши личные отношения, тело, настроение, здоровье, любимые туфли, работа, молодость, здравость рассудка. Так давайте же будем ценить приятные моменты, зная, что те, что нам не нравятся, рано или поздно пройдут.
3) Анатма: мы постоянно меняемся
Когда я спрашиваю своих клиентов, чего они хотят добиться от наших встреч, чаще всего я слышу в ответ: «Хочу найти себя». Наша культура снизу доверху пропитана убеждением, что где-то там внутри нас, то ли между сердцем и печенью, то ли в мозгу, то ли где-то еще можно отыскать то неделимое, нерушимое и неизменное нечто, которое и является нашей сущностью или душою.
Буддизм же предполагает, что в нас нет никакой постоянной и неизменной сущности. В соответствии с анитьей, непостоянством, клетки нашего тела, наши воспоминания, мысли и обстоятельства — в общем, все, что в итоге и образует нашу личность, меняется со временем.
Да, конечно, все мы обладаем личностью, хотя она и может измениться со временем. У нас есть имена, работа, и множество других признаков, которые помогают нам идентифицировать друг друга, и понять, что мы – это мы.
Но идея о внутренней неизменной сущности – это еще одна ложь, которую мы впитали вместе с нашей культурой. Но в нашей власти от нее отказаться, и тем самым принять, что мы и сами можем измениться – в любом месте, и в любое время. Как когда-то сказал Тхить Нят Хань, «Благодаря переменчивости возможно все».
Как вы можете использовать эту благородную истину в своей повседневной жизни?
Вместо того, чтобы пытаться «найти себя», лучше сосредоточиться на создании себя – таким, каким бы вам хотелось себя видеть конкретно в этот момент. Ведь наша сила в том, что мы можем сегодня чувствовать себя совершенно иначе, чем вчера – и быть совершенно другим человеком. И то, что у нас сегодня депрессия, еще не означает, что мы будем страдать ею вечно. Мы можем измениться. Можем прощать и себя, и других.
И как только мы откажемся от идеи о том, что внутри мы якобы постоянны и неизменны, нам станет куда проще переносить переменчивость жизни – ведь каждый новый день встретим новые «мы».