28 сентября по народному календарю: Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.
28 сентября - Никита гусятник
Главным в этот день был гусь — в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима. Особые обряды проводили охотники. Чтобы обрести удачу на охоте, надо было прийти в гости к такому же охотнику. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил на задворки, где держали гусей. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу, которую приносил с собой.
Такие посещения продолжались весь день и заканчивались вечером пирушками. Считалось, что покровителем гусей был водяной — именно ему приписывались и пропажа птиц, и их болезни. В Никитин день ему жертвовали лучшего гуся, правда, ему обязательно надо было отрубить голову, для того чтобы домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не заметил пропажи. Гуся бросали в омут — считалось, что это его излюбленное место, — водоворот, опасные места рек или глубокое, как говорили в народе, бездонное, болото. Жертву водяному часто бросали в мутную воду за мельницей — считалось, что туда, поближе к человеку, перебирается на зиму водяной, спать до 1 апреля, до наступления весны.
Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками.
Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновен-ных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.
Поселяне день 28 сентября называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».
Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 28 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной рушником, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали рушниками и угощали вином.
Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью под 28 сентября отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучает гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы ― мужик виноват.
Заговор, чтобы муж никогда не изменял жене
В конце сентября, до выпадения снега, жена срезает прядь волос с головы мужа (под каким-нибудь надуманным предлогом) и кладет их за печь, читая старинный заговор:
В море-океане, на острове Буяне
Растет дуб – широколист, разлапист.
Дуб тот не обойдешь ногами,
Не охватишь его руками,
Корни его могучи и длиннючи.
И как корни его в земле
Сидят прочно и глубоко,
Так бы изменушка раба Божьего
За моей печкой сидела,
И никуда плоть раба Божьего (имя)
От меня уходить не смела,
Никого бы не желала и не хотела.
Век по веку, отныне и довеку,
Всем аминям аминь.
Приметы 28 сентября
Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.
Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы — ожидалась осень сухой и теплой.