Источник: vedmochka.net
Поминовение усопших – особо значимый ритуал у всех народов. Со смертью связано множество обрядовых практик. Большое значение уделяется предсмертным дням, похоронам, сороковинам, но на этом работа с умершими не заканчивается. Душа умершего человека уходит в мир духов, ожидая там своей дальнейшей судьбы. Одни души перерождаются, другие попадут в рай или ад, кто-то превращается в существ (русалок, домовых, демонов), а кто-то остается на страже рода, становится опорой живых, родных по крови.
Своих родичей охраняющих род принято почитать. Широкую популярность культ предков получил в славянской культуре. 7 ноября по новому календарю (25 октября по старому) наступает важный славянский праздник – Дедовские плачи. Это день, почитая умерших родственников, и к этому дню по сей день относятся с особым трепетом.
Дедовские плачи – день, имеющий строго установленные традиции. Эти традиции не изменялись веками. Это еще раз показывает, как трепетно славянские народы относятся к культу предков.
Традиции дня по сей день остаются следующими:
- Поход на кладбище. Обязательная традиция не выполнять которую боялись. Считалось, что если самому не прийти на могилу предка, он придет в дом сам. Такой приход « в гости» ничем хорошим не заканчивался, вместе с душой приходила и энергия смерти. Отслеживалась даже такая закономерность: если семья не приходила на кладбище к своим родичам, у них в этот день или ночь кто-то умирал. Так «мертвые» гости уходили, прихватив кого-то своей энергией.
- Уборка. На кладбище шли не просто так, а с целью навести там порядок. Брали с собой веники: из березы для женщин, и из дуба для мужчин. Иногда делали веники с травами, если, к примеру, нужно было поставить на могилу какую-то программу. Так уборка веником из зверобоя или чертополоха могла защитить могилу на год от разрушений со стороны человека, а веник из листьев крапивы отгонял от души умершего злых духов.
- Огонь. Весь период нахождения людей на кладбище у могилы должна была гореть свеча. По одной свече на одного человека, если в могиле хоронили двоих (мужа и жену, ребенка и родителя) то свечи ставили две. Огонь выступал символом жизни. Так живые показывали мертвым, что пусть они больше не находятся в мире живых, память о них будет жить вечно, как и огонь вечно гореть подпитывая силу рода.
- Обедня. Правило поминать умерших людей прямо у могилы появилось недавно. В древние времена к погосту относились с особым трепетом. Есть на нем еду категорически воспрещалось. Алкогольные напитки запрещено было пить даже на поминках, проходящих не у могил. А вот дома, собирались большой семьей на обедню. Яства готовили исходя из вкусов ушедших предков.
- Помощь бедным. Нищим в этот день раздавали еду, бездомным давали кров. Особо заботились о сиротах, детях оставшихся без родителей. В этот день можно было принять ребенка сироту в свой род. Было также принято делиться приготовленной едой со всеми голодными и несчастными. Считалось, что так мертвые будут довольны, видя, что их род не только может себя обеспечить, но и помочь другим.
- Плачь. Не зря день именовали «дедовские плачи». Плакали в этот день все, и в первую очередь сама Матушка – Природа. Она оплакивала всех, кто ушел с земли в мир духов. Природа могла плакать дождем или снегом. Людям тоже было велено плакать, в противном случае мертвые рассердятся, что по ним никто не пускает слезы. Начинались плачи с молодых девушек. Они вспоминали все хорошее об умерших, которых лично помнили. После плакали женщины постарше, вслед за ними мальчики и после мужчины. Даже мужские слезы в этот день не считались постыдными. Напротив, это помогало выплакать всю горечь от расставания с умершими родичами накопившуюся за год.
Несмотря на то, что плакать разрешалось всем и везде, существовал все же один запрет. Отправляясь спать, человек должен был оставить все свои слезы, чтобы не пустить ночью их ночью в подушку. По поверьям пух в подушке впитывает в себя все слезы. И в последующем спать на таком пуху будет нельзя: начнут сниться плохие сны, будет болеть голова.
Пантеон рода
Несмотря на то, что человек, если только он не медиум, не может выходить на прямой контакт с миром мертвых, он всегда знает, кто из его умерших родственников стал на защиту рода, а кто не попал в родовой пантеон. Дело в том, что люди связанные единой кровью имеют одну общую память. Эта память связывает всех членов рода. Именно поэтому разлученных братьев и сестер тянет по зову крови, родители чувствуют, если что-то случилось с их детьми.
Если умершего родственника нет в пантеоне рода, это значит что:
- Родные не вспоминают его. Причем это может происходить как случайно, так и намеренно. В первом случае о нем просто забывают. Либо он жил как отшельник, ни с кем не общался, был как бы «ни от рода сего», либо же ничем не запомнился, ничего никому ни сделал: ни плохого, ни хорошего. Во втором случае родственник еще при жизни сделал что-то, за что его исключили из семьи, прекратили всякий контакт с ним.
- Он не приходил никому во снах. Для того чтобы выйти из рода, душа сама должна этого захотеть. Если это желание есть, выходить с кем-то на контакт, даже для того чтобы что-то передать или попрощаться, душа не будет.
- Медиум не может выйти с ним на контакт. Часто люди либо сами пытаются наладить связь с духом умершего родственника, либо же пользуются услугами медиума, человека способного вступать в контакт с духами. Если медиум говорит: « дух не выходит на контакт», почти всегда это означает, что родовая связь с ним полностью утеряна. В редких случаях это может означать, что души просто нет в мире мертвых (например, похоронили не того человека или душа застряла в мире живых). Если два разных медиума не могут выйти на контакт с душой – значит, она потеряла связь с родом навсегда.
Когда умершая душа не входит в пантеон рода, перерождается где-то еще или изменяет свое человеческое начало на начало существа иного порядка, связь с родом прерывается. Вернуть душу назад в род – нельзя. Каждый член семьи должен принять это как личный выбор души.
Таких родичей на Дедовские плачи вспоминать было не принято. Если кто-то пытался помянуть добровольно ушедшего из рода, за это могло даже следовать наказание.
В первую очередь в этот день принято поминать родственников. Не имеет значения степень родства, важна лишь принадлежность к роду. Так как всех ушедших предков одному человеку было сложно вспомнить, собирались вместе целыми семьями, и каждый вспоминал кого-то, и всех поминали, ни о ком не забывали.
Помимо родственников разрешалось помянуть и других людей.
Во-первых, приемных детей. Если у человека был брак, в котором супруг или супруга уже имели детей от другого брака, эти дети признавались приемными. Приемные дети – от слова принять, проще говоря, принятые в семью. Не имело значения, были при жизни с ними хорошие отношения или плохие, поминовение их в этот день считалось обязанностью.
Во-вторых, приемных родителей. Но только в том случае, если они при жизни не отказались от приемных детей.
В третьих, друзей, дружба с которыми была проверена годами. Беспокоить зазря чужой род не разрешалось. Поэтому знакомых и соседей не поминали. Но в случае если между людьми была дружеская связь сродни родственной, допускалось отступление от этого правила.
Некоторых людей напротив категорически запрещалось поминать:
- Убийц детей.
- Братоубийц.
- Самоубийц.
- Проклявших свой род.
- Заложенных покойников (похороненных не по обычаям, за пределами кладбища).
Такие люди считались недостойными плача. Их могилы запрещалось прибирать, если кто-то вспоминал о таком человеке за обеденным столом, его могли выгнать из дома до окончания семейной обедни.
Приметы дня
На дедовские плачи особое внимание уделяли приметам:
- Если погода была сухой, без дождя – значит, предстоящая зима выдастся морозной.
- Не был слышен плач соседей – скоро по соседству кто-то умрет.
- Нищий вернул поданную милостыню назад – зимой вся семья будет голодать.
- Родился ребенок – в нем душа кого-то из предков.
- Встретить на дороге воз (машину) с хлебом – к большой неудаче.
- Найти три монетки на дороге за раз – к большим денежным потерям.
- Листья, падающие вниз лицом – к теплой зиме.
Дедовские плачи – славянский традиционный праздник почитания предков, а также поминовения усопших. Во многих селах и иногда даже городах, его традиции чтят по сей день.