Одиночество – это грусть, самодостаточность – это не грусть. Одиночество – это ощущение неполноценности. Ты в ком-то нуждаешься, а того, кто тебе нужен, рядом нет. Одиночество – это темнота, без единого лучика света. Темный дом, ждущий кого-то, кто придет и зажжет свет.
Самодостаточность – это не одиночество. Самодостаточность – это ощущение того, что ты наполнен. Никто не нужен, тебя достаточно. А такое ощущение возможно только через любовь. Влюбленные становятся самодостаточными, через свою любовь они прикасаются к своей внутренней наполненности. Любовь наполняет тебя. Влюбленные делятся друг с другом не потому, что ощущают потребность в этом, а потому что энергия переполняет их.
Ты страдаешь от одиночества, когда находишься наедине с собой, а когда ты в отношениях ты чувствуешь себя несчастным. Это то, что можно видеть каждый день. Когда люди страдают от одиночества, они чувствуют его и ищут кого-то чтобы избавиться от одиночества. Когда они в отношениях, тогда начинаются страдания; тогда они чувствуют, что лучше быть одиноким – эти отношения слишком тяжелы для них. Что же происходит?
Встречаются два одиночества – это означает, что встречаются два хмурых, грустных, несчастных человека. Их страдания умножаются. Как два уродства могут стать красотой? Как могут два одиночества, идущие рядом, стать наполненностью, тотальностью? Это невозможно. Они эксплуатируют друг друга, они каким-то образом пытаются обмануть себя через другого. Но этот обман ни к чему хорошему не приведет. К тому времени как закончится медовый месяц, брак закончится тоже. Эти отношения очень недолгие. Это просто иллюзия.
Настоящая любовь – это не поиск, чтобы уйти от одиночества.Настоящая любовь – это трансформация одиночества в самодостаточность. Чтобы помочь другому, если ты любишь человека, ты поможешь ему стать самодостаточным. Ты не заполняешь его/ее собой. Ты помогаешь другому быть самодостаточным, быть настолько наполненным его/ее собственной сущностью, что в тебе не будет нужды.
Когда человек абсолютно свободен, тогда из этой свободы возможен диалог. Тогда влюбленные дают много друг другу, но не потому что нужно давать; они дают много друг другу, но это не похоже на выгодную сделку. Влюбленные дают много друг другу, потому что у них есть что давать. Они отдают, потому что они получают от этого удовольствие. Влюбленные самодостаточны, и по настоящему любящий не нарушит твоей самодостаточности. Вы всегда будете уважать самодостаточность друг друга. Это священно. Любящие держат дистанцию и не нарушают это священное пространство.
Но обычно, влюбленные, так называемые влюбленные, очень боятся друг друга, его/ее самодостаточности, его/ее независимости; они очень сильно боятся – потому что они думают, что, если другой независим, то они будут не нужны, и тогда их бросят. Поэтому женщина пытается сделать так, чтобы муж оставался зависим от нее, чтобы она оставалась ценной для него. И также муж пытается всяким образом сделать так, чтобы женщина нуждалась в нем, и он оставался ценным. Это сделка, и это постоянный конфликт, борьба. Борьба за то, чтобы заполучить свободу другого.
Любовь дает свободу, не только дает, но и усиливает ее. Все, что отнимает свободу, это не любовь. Это что-то другое. Любовь и свобода идут вместе; они как два крыла одной птицы. Когда бы ты не почувствовал, что твоя любовь идет вразрез со свободой – это означает, что это не любовь, ты только ею прикрываешься.
А теперь вопрос: «Поиск наивысшего у каждого индивидуален, но можешь ли ты объяснить важность роли Любимого в Тантре и нашем поиске самих себя?»
Тантра – это любовь в чистом виде. Тантра – это способ очищения любви от всего, что отравляет ее. Когда ты влюблен, я говорю о ЛЮБВИ, твоя истинная любовь поможет другому стать целостным. Твоя истинная любовь будет обладать цементирующей силой для другого. В твоей любви другой обретет внутреннюю гармонию, потому что твоя любовь дает свободу; в тени твоей любви, под защитой твоей любви другой начнет расти.
Любой рост нуждается в любви, — в безусловной любви. Если любовь ставит условия, тогда рост не может быть тотальным, потому что эти условия становятся помехами на ее пути. Люби безусловно. Не проси ничего взамен. Многое приходит само собой. Не будь попрошайкой. В любви будь императором. Просто дари и смотри, что произойдет…. она вернется в тысячекратном размере. Но этому нужно научиться. В противном случае, ты останешься скупцом. Чаще всего отдают немного, но взамен ждут много, и эти твои ожидания и надежды разрушают всю красоту любви.
Когда ты ждешь или ожидаешь чего-то, другой чувствует, что ты манипулируешь. Он может сказать об этом или не сказать – но он почувствует, что ты манипулируешь. А когда ты чувствуешь, что тобой манипулируют, тебе хочется восстать против этого, потому что это противоречит потребностям твоей души, потому что любое требование извне нарушает твою целостность. Любое требование извне делит тебя пополам. Любое требование извне – это преступление против тебя, потому что это загрязняет твою свободу. Ты больше не священный. Ты больше не само совершенство — тебя использовали. А самое аморальное в мире – это попользоваться кем-то.
Каждое существо является целью для самого себя. Любовь принимает тебя таким, какой ты есть. К тебе не должны предъявлять никаких ожиданий. Тантра – это высшая форма любви. Тантра – это наука, йога любви.
Итак, запомни несколько моментов. Первое: любовь, но не как необходимость, а как диалог. Люби, но не ожидай – давай. Люби, но помни, что твоя любовь не должна быть тюрьмой для другого. Люби, но будь осторожен; ты «ходишь» по священной земле. Ты входишь в самый высокий, самый чистый, самый святой храм. Будь бдителен! Оставь всю грязь снаружи храма. Когда любишь человека, люби его как бога, не меньше. Никогда не люби женщину как женщину, а мужчину как мужчину, потому что если ты любишь мужчину как мужчину, твоя любовь заурядна. Твоя любовь не идет дальше похоти. Если ты любишь женщину как женщину, твоя любовь не будет парить в облаках. Люби женщину как богиню, тогда любовь станет свободой.
В Тантре, мужчина, который хочет заняться любовью с женщиной, должен месяцами поклоняться ей как богине. Он должен визуализировать в женщине мать-богиню. Когда визуализация станет тотальной, тогда не возникнет похоти при виде обнаженной женщины, сидящей рядом, он просто ощутит дрожь от божественной энергии. Не будет похоти, сама женщина станет божественной, все мысли остановятся, и останется только благоговение – только тогда, он может заняться с ней любовью.
Это звучит как абсурд или парадокс. Когда уже не нужно заниматься любовью, тогда и можно заниматься любовью. Когда женщина становится богиней, тогда мужчина может заняться с ней любовью – потому что теперь любовь может высоко парить в небе, любовь может достичь пика, своей вершины. Сейчас она не будет земной любовью, не будет любовью этого мира; не будет любовью двух тел, а любовью двух сущностей. Это встреча двух существований. Две души встречаются, сливаются, смешиваются, и обе выйдут из этого абсолютно самодостаточными.
Влюбленные благодарны, что их любовь приняли. Они чувствуют благодарность, потому что они были так переполнены энергией, и им нужно было излить ее на кого-то. Когда цветок расцветает и распространяет свой аромат ветрам, он благодарен ветру – аромат становился все больше и больше и стал тяжелым для него. Он стал почти невыносимой ношей. Это как женщина, которая беременна, девять месяцев уже прошло, а ребенок не рождается. В этот момент ей очень тяжело; она хочет подарить малыша этому миру. В этом и заключается смысл рождения.
До этого момента она носила ребенка в себе. Это был ее ребенок. Но теперь уже тяжело; она больше не может его носить. Его надо подарить; ребенка надо подарить миру. Мать должна отбросить свою жадность. В тот момент, когда ребенок покидает утробу матери, он больше не принадлежит только ей; шаг за шагом он уходит от нее, и уходит все дальше и дальше. Он становиться частью этого огромного мира. То же самое происходит с тучей, полной дождя и готовой пролить дождь, а когда идет дождь, ливень, туча чувствует себя освобожденной от этой ноши и счастливой и благодарной жаждущей земле, потому что она принимает этот дождь.
Есть два вида любви. Первая: любовь, когда ты страдаешь от одиночества – как необходимость, ты идешь к другому. Вторая: когда ты не страдаешь от одиночества, ты самодостаточен. В первом случае ты идешь, чтобы получить что-то, во втором – чтобы дать. Тот, кто дает – император.
Помни, Тантра – это не обыденная любовь. Она не имеет ничего общего с похотью. Это величайшая трансформация похоти в любовь. Основной поиск индивидуален – но любовь делает тебя индивидуальностью. Если она не делает тебя индивидуальностью, если она пытается сделать из тебя раба, тогда это не любовь – это ненависть, притворяющаяся любовью. Притворяясь любовью, ненависть прячется за ней и каким-то образом она пытается управлять тобой, притворяясь любовью.
Такая любовь убивает, уничтожает твою индивидуальность. Она все меньше и меньше позволяет тебе быть индивидуальным. Она тянет тебя вниз. Ты не становишься лучше, ты не становишься привлекательным. Тебя тянут в грязь. И начинаешь чувствовать, будто погружаешься во что-то грязное. Любовь должна давать свободу – никогда не соглашайся на меньшее. Любовь должна сделать тебя белым облаком, абсолютно свободным, парящим по небу свободы, без единой привязанности. Любовь – это не привязанность, похоть – да.
Медитация и любовь – это два способа, чтобы приблизиться к той индивидуальности, о которой я говорю. Обе очень, очень, очень связаны друг с другом. На самом деле, это две стороны одной медали: любовь и медитация. Если ты медитируешь, рано или поздно ты пойдешь навстречу любви. Если ты глубоко медитируешь, рано или поздно, но ты почувствуешь огромную любовь, поднимающуюся в тебе, о которой ты не знал раньше – новое качество твоей сущности, открывается новая дверь. В тебе возникло новое пламя, и ты хочешь поделиться этим. Если ты глубоко любишь, шаг за шагом ты осознаешь, что твоя любовь все больше и больше становится медитативной.
Неуловимое качество тишины входит в тебя. Мысли исчезают, появляются промежутки тишины. Ты прикасаешься к своей глубине.
Любовь делает тебя медитативным, если это истинная любовь. Медитация делает тебя любящим, если это истинная медитация. И в основном, в мире, есть два типа людей: те, кто приходят к медитации через любовь, и те, кто приходят к любви через медитацию. Для тех, кто приходят к медитации через любовь – это путь Тантры, это их способ. Для тех, кто приходят к любви через медитацию, — это Йога, это их способ. Тантра и Йога, это два единственных способа – основных и очень фундаментальных. Но в обоих случаях ты можешь пойти в неправильном направлении, если ты не понимаешь их верно. Поэтому критерий – слушай – если ты медитируешь, и это не становится любовью, знай, ты куда-то ни туда идешь. Ты найдешь 99 йогов из 100, которые идут не туда. Чем больше они входят в свою медитацию, тем дальше они от любви.
На самом деле, они боятся любви. Они начинают думать о любви как о том, что отвлекает внимание. Тогда их медитация не настоящая. Медитация, из которой не появляется любовь вообще не медитация. Это уход от реальности, это не рост. Это как если семя испугается стать растением и цветущим цветком, и испугается распространить свой аромат в воздухе – семя станет жалким.
Йога находится в руках не тех людей. И то же самое происходит с Тантрой. Под названием Тантра люди просто начали удовлетворять свою похоть, секс и извращения. Она никогда не становится медитативной. Она стала обоснованным оправданием для похоти, секса и страсти. Это стало уловкой; за этим можно спрятаться. Тантра стала ширмой для всех видов извращений. Поэтому помни. Человек очень хитер. Он уничтожил йогу, он уничтожил Тантру. Оставайся бдительным! Они обе очень хороши, они чрезвычайно целительны, но следует запомнить, что если ты одно выполняешь правильно, то второе следует за первой как тень. Если этого не происходит, значит, ты идешь в неправильном направлении.
Отойди назад, начни заново. Иди в свой ум, анализируй свой ум. Где-то ты обманул себя. И это не трудно – потому что ты можешь обмануть других, но ты не можешь обмануть себя. Это невозможно. Если ты просто посмотришь вовнутрь и понаблюдаешь, ты найдешь, где ты себя обманул. Никто не может обманывать самого себя, это невозможно. Как ты можешь обмануть самого себя?