Я всегда сомневаюсь, прежде чем использовать слово «тантра», в особенности за пределами Индии, поскольку практически сразу же его интерпретируют неверно. Тантра — это не священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму. Начнём с того, что само слово «тантра» состоит из двух слов: «таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.
Таким образом, тантра — это наука, которая изучает освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии. В тантрической системе существует множество методов, ведущих к расширению энергетических потоков. И сексуальные аспекты тантры представляют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (дыхательные практики) и различные виды медитаций на тонком плане.
Но тантра — это гораздо больше, чем просто набор различных методов. Она предлагает нам глубокое, многоплановое и комплексное понимание человеческого ума и его возможностей для развития. Это глубинная психология внутренней трансформации. В то время как современная психология одержима патологиями человеческого ума, тантрические мастера исследуют высоты, которых может достичь здравый и целостный ум.
В наши дни то, что называют тантрой, представляется неким видом терапии для ума, который долгое время подавлял сексуальность в угоду общепринятым стандартам социально-религиозных институтов. Ведь большинство религиозных организаций распространяли весьма негативные суждения о сексуальности, так как понимали, что сексуальной энергией не так легко управлять, и, если заставить людей смотреть на неё как на грех, так проще всего будет их контролировать. Поэтому то, что новые тантрические школы сосредоточенны на развитии более здорового подхода человека к своему собственному телу и сексуальности, несомненно, полезно. Однако было бы преступно сузить тантру до подобных рамок.
Одна из причин, по которой произошла подобная подмена понятий, — недостаток традиционно подготовленных учителей. Линия преемственности — самое сердце тантры: эти знания всегда передавались от мастера к ученикам в процессе особой систематически выстроенной формы обучения. Поэтому без прохождения должной подготовки в соответствии с классической тантрической традицией, всё, что мы можем получить, не более чем личная интерпретация тантрических текстов, основанная на нашем мировоззрении.
В классической тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своём духовном развитии достиг того состояния, когда не оставалось стремления к физическому наслаждению. Таким образом, когда такие люди ощущали удовольствие, у них не возникало желания цепляться за него или продлевать. Их умы были в достаточной мере спокойными, чтобы испытывать радость существования более свободно. Находясь в этом состоянии, они могли использовать мощные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве топлива для ускорения своего духовного роста.
Для большинства людей эти мощные силы находятся за пределами сознательного уровня. В тантре мы стремимся использовать любую форму энергии, которая способна приблизить нас к освобождению. Когда наше медитативное состояние становится достаточно прочным, мы можем использовать эти неосвоенные виды энергии для того, чтобы ещё более усилить свою практику. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, когда эти силы активны, поскольку связанные с ними бессознательные паттерны настолько сильны, что чаще всего мы просто теряемся в них.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести определённый контроль над своими бессознательными паттернами. Их называли «вирья», что означает «воин» или «храбрый», поскольку они победили самые примитивные силы своего подсознания. Начинающих же учеников называли «пашу» — «животное», имея в виду, что они были всё ещё подвластны инстинктивным программам, заложенным природой.
Сексуальные аспекты тантры и другие практики, непосредственно работающие с подобными мощными инстинктивными силами, известны под названием «Вама Марга» или «путь левой руки». И снова нам важно понять, что практики тантры, связанные с сексуальностью, образуют лишь малую долю подхода Вама Марга. Существует и другое ответвление тантры, называемое «Самайя» или «внутренний путь». Это направление тантрических практик является более йогическим, медитативным, направленным вовнутрь. Здесь используются самые различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры (чакры и нади), заканчивая работой с энергиями божественных форм. Пробуждение космической энергии Кундалини является частью этой системы, которая называется Лайя-йога или Кундалини-йога (не путать с популярным направлением йоги, которое основал Йоги Бхаджан). Это и есть главный путь тантры. Все другие методы подпитывают его.
Внутри этой системы Кундалини существует уникальная группа практик, называемая Тантра Крийя. Являясь вершиной учения тантрического пути, эта серия продвинутых практик йоги долгое время удерживалась в секрете: скудные упоминания о них встречаются лишь в некоторых тантрических текстах.
Внутри этой системы Кундалини существует уникальная группа практик, называемая Тантра Крийя. Являясь вершиной учения тантрического пути, эта серия продвинутых практик йоги долгое время удерживалась в секрете: скудные упоминания о них встречаются лишь в некоторых тантрических текстах.
Предполагается, что практика Тантра Крийи передаётся только в безопасном пространстве, возникающем во взаимоотношениях между учителем и учеником, предлагая последнему уникальный путь внутренней трансформации.
В отличие от подхода классической йоги, здесь мы не пытаемся работать с умом непосредственно. Вместо этого мы пробуждаем высшие состояния энергии, что приводит к абсолютно иному уровню сознания, в котором болтовня поверхностного ума перестаёт иметь значение. Применяя подобный радикальный подход к трансформации, мы вместо того, чтобы стараться сконцентрировать свои умственные способности, систематически разрушаем ограничивающие силы, которые находятся внутри нашего ума.
Мы синхронно выполняем сразу несколько отдельных техник, задействуя, таким образом, целый ряд различных аспектов своего существа одновременно. Мы соединяем пранаяму (дыхательные практики), мантру (священный звук), нади и чакры (тонкое тело), а также мудру и бандху (нервномышечные замки), и выполняем их все вместе, сидя в определённом положении. Тантрический путь сводит воедино все энергии, грубые и тонкие, образуя бинду в самом центре мандалы нашего существа. Она становится вратами в медитацию.
Раскройте свою истинную сексуальность.