Аномальные зоны Курганской области



Аномальные зоны - это локальные области на Земле, где достаточно долгое время с той или иной регулярностью наблюдаются аномальные явления, которые официальная наука затрудняется объяснить или вообще не признаёт их. Уральские территории, пожалуй самые богатые своими аномальными зонами и явлениями на планете Земля. 

Много загадок и тайн хранит Курганская область (последние новости Курганской области - Правда УрФО)  – территория Южного Урала на границе Зауралья, Сибири и Великой степи.
Главные загадки этой области – ушедшие цивилизации и народы, которые в этих краях жили с незапамятных времен.


ЗАГАДОЧНЫЙ КАМЕНЬ

Чудотворный камень Махади-Таш находится в Кунашакском районе около села Усть-Багаряк на стыке трех областей – Челябинской, Свердловской и Курганской (на бугре, на левом берегу реки Синары, немного выше села). По мнению местного татарского населения это – священный камень, которому, кстати, некоторые из них до сих пор поклоняются. Выглядит он как лобастая известняковая глыба, изборожденная морщинами трещин. Приметна на ней и вмятина – след святого Махади. 




Метеоритный дождь на Южном Урале

Над озером Чебаркуль в Кунашакском районе выпадал каменный метеоритный дождь. По словам очевидцев того времени, выпадение дождя сопровождалось полетом по безоблачному небу яркого болида, за которым тянулся дымный след. Болид летел с севера на юг, и за 8 секунд видимости преодолел порядка 150 километров. Через минуту после исчезновения раздался тройной громовой удар, схожий с орудийным гулом. Самые крупные обломки, которые удалось обнаружить в округе, весили 50 килограммов. Как установили ученые, возраст «космических пришельцев» – около 500 миллионов лет. Кроме того, местные жители утверждают, что один из самых больших осколков метеорита упал в озеро Чебаркуль, подняв при этом 20-метровый столб воды. Однако обнаружить этот драгоценный экспонат пока не получилось. Всего удалось найти порядка двадцати камушков. Все они округлые, гладкие, будто отшлифованные, и имеют черный цвет. Огненный шар и след от него был виден на расстоянии 700 километров в Челябинской, Курганской областях и Башкирии. Кроме этого, рядом с озером Чебаркуль, как говорят экстрасенсы, есть «места силы», где время от времени открываются «порталы в иные миры»...

ГЛЯДЯНСКИЙ. Посёлок в 10-15 километрах к юго-востоку от Кургана, где сосредоточена сильная аномальная зона. Также есть еще более серьезная зона в лесах вокруг озер между Макушино и Петухово. В здешних лесах стоят сломанные как спички деревья, попадаются "мёртвые" поляны, на которых помимо всего прочего прерывается радиосвязь (сигналы ближайшей радиостанции как будто экранируются по периметру). Согласно местным поверьям, в округе водятся маленькие волосатые существа (тхетхетр). Они якобы обладают сверхъестественной силой и умеют искусно скрываться под землёй... 


ЧЕРЕМИССКИЙ ВАЛ. 

Практически неисследованный памятник археологии начала нашего века (точной датировки не существует), находящийся за деревенькой Черемиска в Катайском районе области. Это впечатляющее земляное образование явно антропогенного происхождения являлось частью одного большого фортификационного комплекса. По последним измерениям достигало в длину 1,8 км, имело высоту около 10 м, а ширину - до 30 м. Судить о масштабности поселения пока трудно, но судя по всему оно было и возле вала. Ландшафт состоит из множества курганов, частично раскопанных в начале прошлого века и раскиданных на протяжении 4-5 км. Очень много мелких курганчиков, только по предварительным оценкам их 300-400 штук. 

Как объясняют знающие люди, это военные погребения на скорую руку. Напрашивается мысль о крупном побоище. Непонятное чувство охватывает иногда людей в этом месте. Не страх, не тревога, а какое-то эйфорийное состояние... В 80-е годы ХХ века часть вала вывозили на поля как чернозём. В 2003 году на валу работала экспедиция из УрГУ с биофака, во главе с Г.И. Махолиной. 
Их удивил тот факт, что землю для сельскохозяйственных нужд брали только поверхностную - гумусовый слой 40-50 см, она снята на протяжении 3-х километров с обеих сторон вала. В 2004 году появились новые вкопы в курганы и раскопы малых курганчиков - ямы 2 х 2 м и глубиной до 1,5 м. Это проделки "чёрных" копателей, которые, как известно, просто так не охотятся. И ещё: Черемисский вал под прямым углом упирается в небольшое плато высотой метров 30-40. У подножия внизу много раз пытались искать воду, бурили артезианские скважины, рыли колодцы. А воды всё нет! Тогда как на верху достаточно лишь копнуть на штык лопаты, и вода сразу же проступает...




НАБЛЮДЕНИЯ НЛО

Вечером 17 сентября над озером в с. Байдары, Половинского района был замечен неопознанный летающий объект. Сначала шар двигался в сторону Кургана, затем завис над озером, и из него стали исходить лучи, как бы по кругу от него... 
Это явление также наблюдалось в с. Воскресенское (около 50 км), и у пос. Нефтянник. Довольно большое расстояние надо заметить... 

Было дело такое. Первый раз видел что сзаду у этой фиговины был габаритный фонарь, а спереди фонарь почти как ксеноновый, скорость движения 15-20 км. Высота 2-3 км. Направление движения - с запада на восток, затем юго-восточное направление. Форма - как у дирижабля. Время наблюдения 21.10 - 21.17. Щучанский район.


ПОЛТЕРГЕЙСТ

Свидетелями невероятных событий стали жители уральского села Верхние Ключи (Курганская область). В одном из домов там завелся полтергейст. Дух оказался настолько агрессивным, что не только измучил хозяйку дома, но и избил главу поселковой администрации, а также местного милиционера, фельдшера и лесника.


РУСАЛКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Зауралье. Курганская область. Здесь огромное количество больших и маленьких водоемов. И все они обитаемы. Но кроме рыбы здесь, по словам местных жителей, обитают еще и русалки. Возможно ли такое?

Жители считают, что если например кто-то утонул, то в этом виноваты русалки. Будто бы они за что-то обижены на людей и поэтому мстят.
В медицине известны случаи, когда младенец появляется на свет с дефектом слияния нижних конечностей, это называется сиренолемия. Может быть это и стало причиной появления сказок о русалках? В народных преданиях считается, что русалки — это души утопленниц. Они мол заманивают жертву пением, а их смех означает, что месть свершилась.

Мария Капкова глава администрации Прошкинского сельсовета говорит: «У нас четверо утонули на протяжении шести лет». (это с 2006 по 2012) Другая жительница этой же деревни Прошкино Людмила Грехова рассказывает: «Вот парень молодой утонул. Лет 7-10 назад кое-кто утонул ночью». Но есть и случаи спасения. О таком рассказывает жительница деревни Большая Рига Людмила Маткина: «Он был рыбак. И как-то раз у него лодка перевернулась. Был очень-очень сильный ветер. Лодка перевернулась и он говорит, что чувствовал, как его кто-то будто-бы из воды выталкивает».

Люди замечают на водоемах странные явления, объяснить которые просто не могут. «Иной раз так клином идет волна, бывает, что волна так идет, а другая на нее накатывает будто. Еще бывают такие воронки на одном месте, как будто бы там вентилятор какой стоит». Так вот местные жители уверены, что это русалки. Рыбаки жалуются, что кто-то рвет их сети. Александр Шаламов из деревни Большая Рига возмущается: «Кому сетка помешала? Ни рыбы, ни сетки. Кто его знат. Баушки пугали, мол там водяной да русалки всяки. Зеленая рука из воды выташится, раз тебя и все». (говор натуральный, уральский)


Часто у воды по ночам слышат разные звуки. Шаламов: «Вода да вот эти мягкие места где проваливатся, она сама по себе топь то звуки-то издает, словами не передашь». Один житель рассказывает что русалку будто бы видел его дед: «Он в 12 ночи пошел сети смотреть и она сидела на плотике. И с плотика-то соскочила». В деревне Стариково бабушка Анна Худякова говорит тоже самое о русалке: «Она как женщина, красивая, выскочила и сяла на плот, там плотинка сделана, досточки, потом встала на ето место…» (сяла — это села, досточки — это доски)

Сергей Арефьев давно занимается сбором информации о русалке и пытается ее приманить. Говорит, что она среагировала только на молоко в стеклянной банке.

ХАНСКАЯ ДОЧЬ

Курган — областной центр. Город получил свое имя благодаря огромному кургану, который стоял с древнейших времен там, где сегодня расположен центр города. Люди сохранили в своей памяти историю о том, кто лежал в этой древней могиле. По легенде в этом кургане была похоронена ханская дочь. Она умерла совсем молодой и поэтому ее отец похоронил ее так, насыпав высокий курган. Но впоследствии сюда многократно наведывались грабители и она, не выдержав этого постоянного нарушения ее покоя, однажды выскочила на колеснице. У нее были длинные распущенные волосы, красивое платье, богатые украшения. Колесница взметнулась в воздух и затем опустилась в Чухломское озеро. Конец легенды.

Таким образом дух умершей девушки не выдержал постоянных посягательств на свою могилу и ушел в озеро. Она считается первой русалкой Курганской области. В конце 70-х решили создать проспект Конституции и курган был уничтожен. В советские времена курган — наследие древней культуры — уберечь не удалось. Его снесли. Но в нем не было найдено никаких останков. Таким образом ученые никак не могут опровергнуть древнюю легенду о ханской дочке, превратившейся в русалку.

Кроме того, ходят слухи, что место, где стоял когда-то курган, стало опасно для всех живых. Сначала на этом месте было построено общежитие и оно через некоторое время упало, как бы сползло в реку. А как доказать связь этого печального происшествия с легендой?

Местный краевед Алексей Дедов рассказывает: «12 января 1983 года половина здания ушла в Тобол. Рухнула и скатилась буквально в реку. Причиной, как потом выяснилось, была проходившая рядом теплотрасса. Из нее била тоненькая струйка воды. Постепенно она в береге реки вымыла пещеру. Все об этом знали, люди жаловались, но никто никаких мер не предпринимал, и вот такая трагедия произошла. Это было ночью и тринадцать человек погибли». Но человеческая натура такова, что эти события связываюся. Уничтожение кургана и гибель людей. Мистически настроенные люди стали говорить, что это мстит курганская русалка за то, что разорили священное место.

В оставшейся половине общежития говорят, что по ночам слышат голоса, крики. Но в городском парке Кургана между тем есть скульптуры русалок. Удивительно, что это поставили еще в 80-е советские годы. Могли обвинить в порнографии в те времена. Скульптор говорит, что удивительно, но разрешили.

В народном фольклоре считается, что русалками в водоемах становятся либо утопленницы, либо дети, проклятые своими матерями, либо неупокоенные души умерших людей. То есть надо считать, что это материализовавшиеся призраки. Нашествие русалок на Курганскую область началось давно и сопровождается это наваждение многочисленными байками. Обычно человек видит русалку, сидящую на мостках. Как будто сидит женщина, которая что-то делает. Часто это происходит в сумерках, то есть женщину видят со спины. При приближении человека она прыгает в воду и скрывается. Все очевидцы описывают примерно одинаково. Лица русалки никто не видел, но все уверены, что она молодая и с распущенными волосами. Раньше при строгих религиозных обычаях все женщины волосы прибирали. Если распущенные волосы, то считалось, что и женщина тоже самое.

Все эти дела происходят в Шумихинском и в Белозерском районах Курганской области. В Шумихинском о русалках рассказывают буквально в каждом селе. В деревне Пеган такие правила, говорит Михаил Пахотин: «Далеко не заплывайте, ночью не купайтесь, русалка может вас утащить».

Некоторые исследователи пытаются связать нашествие русалок на Курганскую область с наличием здесь древних капищ, скитов. Там в древности совершались обряды, произносились заклинания, приносились жертвы, жглись костры. Эти места силы подпитывают своей энергией русалок. Здесь можно услышать опять же голоса каких-то духов. Считают, что есть обряды с помощью которых можно выйти на души этих русалок или водяных. Цель обряда — откупиться от них, чтобы они не трогали живущих людей в проявленном мире. В прошлые времена в летние месяцы, когда шел разгул водяных, девицы просили у них подогнать суженого, наподобие гадания в святки. То есть к водяным претензий нет, они как бы даже помогали. А вот русалки заманивали граждан на мокрый путь, их надо опасаться.

Рассказывает житель деревни Першино школьный учитель Сергей Арефьев: «Одна поливаться пошла утром, воды зачерпнула, решила искупнуться. Ну искупалась, все. Назавтра ее достали. Ее хоронить несут, около озера у этого ребятишки играли, парень утонул. Ее поставили, прямо на плотине, гроб, стали его вытаскивать». Русалка забрала двух человек за два дня. Почему деревенские жители думают, что виновата русалка? У женщины на ноге были какие-то царапины, думают, что это след от когтей русалки.

С.Арефьев рассказывает, что до советской власти недалеко от озера стояла курья — избушка на «курьих» ножках то есть на пеньках. Рядом почти пересохшее русло реки. Раньше «залежных» покойников хоронить было нельзя. Залежные — это значит нечистые: самоубийцы, утопленники, сгоревшие и т.п. Их следовало хоронить отдельно. И они почему-то лежали в этой курье до того как их отпоет священник. Река раньше была полноводной. Такая местная версия, что души тех покойников и становились русалками.


ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА

Село Чимеево Белозерского района в той же Курганской области стоит на берегу реки. Есть легенда, что сюда прямо по воде более того против течения приплыла икона. Рассказывает диакон Иоанн (Епин): «Дата основания села 1680 год. Дата явления иконы неизвестна, в преданиях это не сохранилось. Известно только, что икона прибыло в Чимеево в летнее время по воде против течения в вертикальном положении, что противоречит конечно физическим законам. Икону обнаружили дети, гулявшие около церкви. Было сообщено священнику. Священник с местным народом, отслужив молебен, взяли икону с воды, отнесли в храм. В 1770 году в ноябре месяце случилась страшная трагедия. Храм сгорел. Люди были в отчаянии, думая, что икона утрачена безвозвратно. Но когда разбирали место пожара, обнаружили, что икона уцелела».


Храм восстановили и икону вернули на место. Как ни странно, она не покинула его даже при коммунистах. И что интересно, именно в этом селе местные жители никогда не слышали ни о каких русалках. Диакон Иоанн: «Никаких проявлений нечистой силы мы тут не встречали. Таких случаев здесь не было никогда. И в преданиях даже не было никаких мистических существ». Диакон и все сельчане уверены, что защита от нечисти им была послана с чудесной иконой. Потому-то и обходят это место стороной бесы да русалки. Диакон: «Кто ходит в храм, прибегает к заступничеству Божьему, молится, причащается, то он защищен благодатью Божьей. И я не думаю, что что-то может помочь больше чем сам Бог».

Русалки ни мертвы и не живы, это неупокоенные неотпетые души. За ними не надо охотиться или стремиться к встрече. Русалка — это энергетическая сущность, как-бы издевается над мужчинами, высасывает из них жизненную энергию и подталкивает к смерти.

Нам не всегда дано увидеть те силы, которые позволено только ощущать.


КУРГАНСКИЙ СТОУНХЕНДЖ

ЗАУРАЛЬСКИЙ СТОУНХЕНДЖ

На территории Южного Урала немало археологических достопримечательностей имеющих достаточно таинственную историю. Пожалуй, самым известным из подобных объектов является Аркаим, но мало кто знает, что не только Аркаимом богата история Южного Урала. Тридцать лет назад на территории Курганской области археологи нашли древний памятник, причем, не простое городище, а настоящую обсерваторию, схожую со всемирно известным британским Стоунхенджем! Замечу, что это первая подобная находка на территории современного Урала. До сих пор наиболее ранние валы на нашей территории, по крайней мере, в Поволжско-Урало-Сибирском регионе, были известны только на памятниках бронзового века, где они использовались как укрепление, а не как элемент исследовательский. Савин – дедушка памятников типа Аркаима (Челяб. обл.), замечу, что Аркаим моложе Савина на тысячу лет.

В начале 80-х годов местный житель Василий Бабушкин посетил запретное место и нашёл там керамику и изделия из камня. Находки были переданы в областной краеведческий музей. Уже в ходе первых раскопок, которые были организованы Курганским краеведческим музеем и Курганским пединститутом совместно с Институтом археологии РАН в 1982 – 1985 гг., стало понятно, что в этом месте располагалось некоторое культовое сооружение, святилище. Сооружения святилища представляло собой два соприкасающихся круга 14 и 16 метров, очерченных рвами шириной до 1,5 метров в плане напоминающую восьмёрку. 


Во рвах, вокруг кругов и в центре находилось более 100 ям, в которых, как предположили учёные, когда-то стояли столбы. В таком же порядке располагались кострища и ямы, заполненные костями животных вперемешку с черепками и каменными орудиями. Были проведены масштабные археологические работы, а потом и астрономические расчёты. Выяснилось, что столбы и скопления находок привязаны к конкретным солнечным и лунным ориентирам, и тогда возникли весомые основания утверждать, что Савин – древняя обсерватория, подобная Стоунхенджу и относящаяся к тому же времени. Но российские археологические круги отнюдь не спешили признать эту новость, выглядевшую совершенно нетрадиционно и можно сказать, сенсационною. Прошло 12 лет, прежде чем Институт археологии совместно с Курганским университетом удалось организовать новую экспедицию к Савину. Работа летней экспедиции 1997 года была захватывающей и неординарной. 
Задача составилась так: попытаться максимально приблизиться к условиям и методам наблюдения за солнцем и луной, практиковавшимся во времена функционирования этого святилища. Заново и предельно точно было размечено расположение рвов, столбов-мет, основных скоплений находок. Затем поставили и сами столбы. После чего с тех же точек что и в древние времена, наблюдали восходы и заходы солнца и луны в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Прослеживали работу солнечных часов и многое другое, стараясь понять, что и как происходило здесь 4500 лет назад. Впервые за много лет раскопок члены экспедиции смотрели на небо и землю глазами древнего человека. И смогли увидеть то, чего не видели раньше. Прежде всего – два земляных вала, которые указывали направление восхода солнца в дни равноденствий. Эти валы были сооружены на более поздних этапах существования святилища для получения более точных, устойчивых и заметных линий визирования. Примерно такие же валы давно уже были обнаружены в Стоунхендже. 
Савин бы не только святилищем, но и обсерваторией – после обнаружения валов отрицать это стало уже невозможно. Неспециалисту нелегко понять масштаб этого открытия, но для археологов и историков это прозвучало как гром среди ясного неба: валы для астрономических наблюдений на территории современной России еще в каменном веке! До сих пор наиболее ранние валы на нашей территории, по крайней мере, в Поволжско-Урало-Сибирском регионе, были известны только на памятниках бронзового века, где они использовались как укрепление, а не как элемент исследовательский. Савин – дедушка памятников типа Аркаима (Челяб. обл.), замечу, что Аркаим моложе Савина на тысячу лет.

Историко-культурные параллели зауральским памятникам с круговой планировкой.

Савин 1 находится на правом берегу р. Тобола, на надпойменной террасе, в 40 км к северу от г. Кургана. Песчаный останец возвышается над окружающей местностью в виде гривы шириной 50–60 м, длиной 350 м. В раскопе 1 выявлены остатки древних сооружений (рис. 1) — два примыкающих друг к другу круга диаметром 16,5–20 м, продольной осью ориентированных по линии СВВ–ЮЗЗ, в форме восьмерки. Кольца эти образованы рвом шириной 0,9–1,8 м, глубиной 0,2–1,2 м. С восточной стороны внутрь колец ведут проходы, в северо-западном круге есть проход и с западной стороны. На дне рва, внутри колец и за их пределами зафиксировано 117 ям. Внутри северо-западного круга располагалось углубление прямоугольной формы размером 7–8? 6–6,5 м, глубиной 0,3–0,8 м. В нем и в ряде ям обнаружены кости животных, а среди них фрагменты сосудов, глиняных поделок, изделия из камня и кости. В северных секторах канавы и за ее пределами зафиксированы остатки 21 кострища. В юго-восточных секторах каждого круга находились погребения. Внутри северо-западного кольца рядом с канавой расчищено погребение в овальной яме, по стенкам которой прослеживались остатки органики коричневого цвета. От погребенных сохранились лишь фрагменты черепа и зубы. Судя по размерам последних, погребены были взрослый человек и ребенок. В юго-восточном круге во рву вскрыто захоронение трех человек — двоих взрослых мужчин и женщины около 16 лет — в два яруса. Г. В. Рыкушиной определена принадлежность погребенных к восточносредиземноморскому европеоидному и североазиатскому монголоидному типам.


Памятник Слабодчики 1 находится в 0,75 км к западу от святилища Савин 1 на берегу старицы р. Тобола. На вскрытой площади выявлен остаток кольцеобразной канавы диаметром 14 м, шириной 0,6–1,5 м, глубиной 0,2–0,4 м. Западная ее часть разрушена обрывом, в южной имеется проход. В центре круга расчищен прямоугольный котлован размером 7? 8 м, углубленный на 0,6 м. В пределах круговой конструкции фиксировались остатки кострищ. В котловане и канаве встречены скопления костей животных, среди которых найдены фрагменты керамики, изделия из камня и кости. В юго-восточном секторе в канаве обнаружены кости человека — погребение женщины в возрасте 50–60 лет (определение А. Н. Багашева).

Подобную архитектурную планировку имеет и памятник Велижаны 2: круг, образованный канавой, ямы, кострища.


Указанные зауральские памятники по архитектурно-планировочным особенностям сравнимы с памятниками Западной Европы — хенджами и ронделами (рис. 2), появление которых относят к позднему неолиту. Они имеют много общих признаков, главный из которых — кольцо из вала и рва с проходами внутрь. По периметру круга стоят столбы или камни, имеются ямы различной конфигурации, часть

из них заполнены костями животных. Встречаются остатки кострищ и погребения. Наиболее известные из таких памятников — Эвбюри, Стоунхендж, Вудхендж, Эйв-бери, Касл-Ригг, Пенменмаур, Моэл-Ти-Ухаф в Англии, Каллениш, Кольцо Бродгара в Шотландии. К настоящему времени открыто несколько сотен подобных памятников в Скандинавии, Моравии, Карпатах, Паннонии, Западной Словакии, Нижней Австрии, Средней Германии, Рейнской области, на Верхнем Дунае. Континентальные памятники с круговой планировкой, относящиеся к баденской, альтхаймерской, михельсбергской и хамерской культурам, отличаются от мегалитических построек типа “stone rings”, “stone circles” на Британских островах. Объединяет эти сооружения (конструкции с круговой планировкой, отдельно стоящие камни) то, что они предназначались для наблюдения за небесными телами. Их изучение положило начало развитию новой отрасли знаний — астроархеологии.

Говорить о зауральских энеолитических памятниках с круговой планировкой как о древних “астрономических обсерваториях” пока преждевременно: еще не выявлены меты, указывающие точки главных астрономических направлений. Определены только точки восхода (30° 40′ ) и захода (302° 20′ ) Солнца в день летнего солнцестояния по середине диска на святилище Савин 1. Однако уже сейчас есть основания рассматривать эти памятники в качестве пунктов астрономических наблюдений. Анализируя архитектурную планировку святилища Савин 1, можно теоретически рассчитать следующие его функции: фиксация точек сезонных восходов и заходов солнца, полуденной линии, измерение фаз луны.



Культурная традиция круговой планировки со строением внутри кольца продолжает существовать в следующую эпоху — ранней бронзы в ташковской культуре. Недалеко от слияния рек Исети и Миасса находится поселение Ташково 2 (рис. 3, 2, 3). В раскопе выявлены остатки одиннадцати жилищ, расположенных по кругу, и одного — в центре. В жилищах и внутри круга имелись остатки кострищ. Подобная планировка зафиксирована и на поселении ЮАО 13 (рис. 3, 1).

В начале эпохи средней бронзы на территории Зауралья и прилегающих регионов также сооружались поселения с круговой пла-нировкой, жилища располагались по периметру, окружались валом и рвом. Такие памятники атрибутируются уже как поселения протогородского типа. Для наиболее ранних из них характерна овальная планировка: Берсаут, Аладанское, Исиней 1, Кизильское. Затем появляются округлые поселения Синташта, Аркаим, Сарым-Сакла, Исиней 2 .


Памятники этого времени известны и в лесостепном Притоболье. Из-за недостаточно больших площадей раскопов нельзя говорить о планировке поселений в целом, но на Камышном 2 зафиксированы вал и рвы, возмож-но, здесь имелась и кольцевая планировка.

Последняя отмечена в погребальных комплексах эпохи бронзы и раннего железного века: над прямоугольным погребением возводился курган, у основания которого проходил ров. Среди ранних памятников такого типа выделяется Синташтинский комплекс (рис. 3, 4).

Такая же архитектурная особенность — кольцевая планировка — прослеживается на памятниках культового характера в разных культурах. В Шумере, Бактрии, Хорезме сооружались храмы астрального культа с круговой планировкой. Из других наиболее изученных можно назвать культовое сооружение у с. Долиняны на Буковине и аналогичные ему дакийские в Трансильвании. Эти памятники рассматриваются исследователями не только как святилища, но и как обсерватории-календари.

У славян существовали языческие капища с круговой планировкой, внешний вид некоторых из них реконструирован (хорошей иллюстрацией может служить картина Н. К. Рериха “Идолы”). Типологически выделяются большие общеплеменные культовые центры, священные места вокруг поселка, святилища внутри него и в жилище одной семьи. Наиболее известны святилище Перуна в урочище Перынь под Новгородом, сакральный комплекс около Старой Рязани, святилища Благовещенская гора на Десне вблизи Вщижа, в Ржавинском лесу на Северной Буковине. Среди лесов и болот на Псковщине, в Припятском Полесье и других местах обнаружены культовые сооружения, получившие название “болотные городища” (рис. 4). Часть из этих памятников также считаются не только святилищами, но и пунктами астрономических наблюдений .

Славянские культовые сооружения имеют различия. Диаметры кольцевых площадок, окруженных рвом и валом, варьируют от 7 до 60 и более метров, различны размеры рвов и валов. Одни памятники расположены на высоких холмах с площадкой, приспособленной для значительного количества людей, другие — на небольших (2-5 м в высоту) возвышенностях, низких мысах, островках среди болот. Общие черты святилищ следующие. Главное — это наличие круга, ограниченного рвом и валом. Внутри круга фиксируются яма, иногда квадратной формы, следы идола, рядом жертвенные площадки с остатками жертвоприношений. Во рву и на валу находятся остатки ритуальных кострищ. Встречаются ямы с различными находками — очевидно, тоже следы жертвоприношений и погребения.

По археологическим материалам в Зауралье в эпоху энеолита прослеживается влияние культур Волго-Уральского региона с ямным обликом. В могильниках Верхняя Ала-буга, Убаган 1 выявлены захоронения четырех типов: погребенные в сильно скорченном состоянии, лежащие на боку; в сидячем и полусидячем положении; по принципу “антите-зы” — головами в разные стороны, в 2–3 яруса; на спине в вытянутом положении. Погребальный обряд находит аналогии в среднестоговской культуре на Днепре в Александ-ровском могильнике и энеолитическом Хвалынском могильнике на Волге. В Среднем Заволжье, на Горном Алтае, Оби, Иртыше, Енисее также встречается подобный обряд. Керамика, часть которой найдена в погребениях, по облику сходна с посудой второй хронологической группы погребений ямной культуры и посудой вто-рой хронологической группы. Медное шило из погребения 5 могильника Верхняя Алабуга группы МП сходно с изделиями из ямно-полтавкинских, майкопских, катакомбных комплексов. Костяные украшения из погребения могильника Верхняя Алабуга аналогичны имеющимся в хвалынской культуре. В погребениях Хвалынского могильника и зауральских встречаются одинаковые изделия из камня: тесла, каплевидные подвески с отверстиями.

Скопления костей животных рядом с погребениями в могильниках Верхняя Алабуга и Убаган 1 могли быть остатками жертвенников. Подобные есть в Хвалынском могильнике. По типу хозяйства культуры, носителями которых оставлены святилища Савин 1 и Слабодчики 1, относятся к кругу степных — ямной, терсекской, ботайской, ориентированных на охоту на копытных. Именно в этой среде произошло приручение диких лошадей.

Констатируя наличие западного импульса в лесостепном Притоболье в энеолитическое время, отметим, что ряд исследователей относят скотоводов-мигрантов к индоевропей-ской общности и связывают их с протоиндо-иранцами. Вероятно, с этого времени в лесостепном Зауралье существуют традиции индоевропейского происхождения, которые проявились в следующую эпоху — ранней бронзы.


Рассматриваемые энеолитические сооружения лесостепного Притоболья, как показано выше, имеют сходство с широким кругом памятников подобной архитектурной планировки. По назначению все они также сходны: это древние астрономические обсерватории или пункты астрономических наблюдений и в то же время святилища. Данные памятники относятся к различным культурам индоевропейской общности.

В их архитектурной планировке читается изображение мандалы — квадрат, вписанный в круг. На святилищах Савин 1, Слабодчики 1 круговая канава опоясывает прямоугольные котлованы. Концентрические структуры поселений Ташково 2, ЮАО 13 с прямоугольным жилищем в центре представляют то же изображение. Символика мандалы прослеживается в планировках других комплексов эпохи бронзы (см. рис. 3, 4), раннего железного века. Присутствует она, начиная с эпохи неолита, в архитектурной планировке сооружений Западной Европы, Балкан, в планировке славянских святилищ. Символ мандала имел место в индоиранской среде, упоминается в “Ригведе” и, очевидно, восходит в той или иной форме (планировке, орнаменте) к более древним индоевропейским корням.

Памятники начального этапа эпохи средней бронзы в Южном Зауралье сейчас непосредственно связывают с ранней историей индоиранцев. В ташковской культуре эпохи ранней бронзы также имеются черты, присущие индоиранцам (планировка поселков, орнаментация сосудов, числовая символика и др.). Вместе с тем отмечено
, что в сложении ташковской культуры участвовали лесные энеолитические липчинская и андреевская культуры, а влияние степного населения лишь улавливается, но отчетливо не прослеживается.

Интересны в связи с этим сведения, приводившиеся Ш. Летурно, о сырье и составных частях священного напитка сомы, которым питался бог Агни: это были топленое масло и перебродившая жидкость, приготовленная из кислого ласточника (asclepias acide). Нужно отметить, что кислый ласточник — ядовитое растение, распространенное в лесостепном Зауралье вплоть до южной кромки лесной зоны, т. е. на территории, которая современными исследователями рассматривается как место, где проживали индоиранские группы.

Таким образом, в эпоху энеолита в лесостепном Притоболье по археологическим материалам прослеживается влияние энеолитических культур Волго-Уральского междуречья, корни которых связываются с индоиранским населением. По архитектуре энеолитические памятники Савин 1, Слабодчики 1, Велижаны 2 имеют широкий круг аналогов среди памятников, оставленных различными группами, принадлежавшими к индоевропейской общности. В планировке этих памятников усматривается индоевропейская символика — мандала, многие из них интерпретируются как палеоастрономические пункты, играющие также роль святилищ.

ЗАГАДОЧНЫЕ КУРГАНЫ
СВЯТИЛИЩА СТРАНЫ САКОВ
Саки жили в степях Южного Урала примерно 2700-2500 лет назад. Они занимались кочевым скотоводством. В наших степях у них были летние пастбища, а зимние много южнее, в степях Казахстана. кроме могил своих сородичей саки оставили в южноуральских степях более тридцати странных сооружений. Археологи называютсвятилища страны саков курганами с усами. Они полосой тянутся по степям от Центрального Казахстана до Южной Башкирии. На Южном Урале курганы с усами распологаются на возвышенностях вдоль рек, откуда почти во все стороны просматриваются дали. Почти всегда рядом находятся кладбища саков — курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но обязательно обкладывались каменным «панцирем».

Если подняться, лучше осенью, в бледно-синее небо высоко-высоко над курганом с усами, то внизу, среди пожелтевших трав, будет видно: от кургана с каменной насыпью к востоку проложены две вымощенных каменными плитами дороги. Как два гигантских «уса», протяженностью иногда до 300 метров, они тянутся по дуге к востоку, ограничивая большую площадку.

Археологи знают на Южном Урале несколько разновидностей таких сооружений. Святилища страны саков различаются по количеству курганов, от которых начинаются каменные дороги; сами дороги тоже могут по разному начинаться и оканчиваться. Но «усы» всегда направлены к востоку, а их восточные окончания никогда не смыкаются. Между ними всегда есть своеобразный вход — «ворота». Для кого? В Казахстане такие курганы часто имеют одну особенность: восточнее центрального кургана находится курганчик поменьше. Под большим курганом ученые часто обнаруживали погребение человека, а под малым — погребение коня.

Зачем же этим курганам усы? Один из современников саков, грек Геродот, живший около 2500 лет назад, в своей «Истории» писал: «Единственный бог, которого они почитают — это Солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого в том, что самому быстрому богу нужно приносить самое быстрое существо на свете…» Не случайно «усы» всегда открыты на восток, на восход солнца. Может быть для него, для Солнца, точнее солнечного божества, и оставлены эти «ворота» ? Значит здесь древние властелины наших степей совершали в его честь обряды? И кости коня в казахстанских курганах с усами объяснимы. Многие древние народы, особенно степные, обожествляли коня, почитали Солнце в образе коня.

Ученый и исследователь П.Мариновский, изучая курганы Казахстана обратил внимание на то, что ранним утром солнце взошло в точке, позволяющей провести от нее прямую линию к центральному кургану через окончание одного из «усов». Точнее наоборот — от кургана к месту восхода. П.Мариновский предположил, что при сооружении этого гигантского памятника древние располагали его так, что в определенное время года солнце вставало над определенной частью кургана с усами.

Так ведь это уже астрономическая обсерватория! Гигантские часы, по которым можно узнавать время года!

Возможно ли?

В августе 2008 года в южноуральских степях в селе Кичигино на берегу реки Увелька было сделано сенсационное мировое археологическое открытие. Богатое царское или княжеское захоронение народа саки Оно датируется 7-м веком до нашей эры и таким образом мы узнали, что саки бродили по нашим степям гораздо раньше чем считалось ранее. Благодаря этой находке можно изучить досарматскую эпоху (IV век до н.э. — IV век н.э.) на Южном Урале. Весь некрополь состоит из 10 курганов.

Доктор исторических наук Ю-Уральского университета археолог Александр Таиров: «Вот изображение такой лошади. Лошадь великолепная! Так и просится на какую то эмблему. » Саки кочевали по всем степям до северного Китая и Монголии. Этот народ вел организованную жизнь, имел свою культуру, знал тонкости литья драгоценных металлов. Это золотые львы, которыми украшали колчан, золотые наконечники, золотая серьга, пояс, который украшали бронзовые головы архаров. Металл сохранился в идеальном состоянии благодаря конструкции склепа.

Гробница находилась на 4-х метровой глубине. В свое время эту гробницу пытались вскрыть варвары, после чего крыша усыпальницы рухнула и ее засыпало землей. Сейчас золотые украшения перенесены в Челябинский археологический научный центр.

Саки кочевали, разводили скот, воевали. В VI веке до н.э. они докочевали до Кавказа и воевали там с персами с царем Дарием и были в конце концов побеждены. На фото фрагмент барельефа где изображены пленники Дария в том числе сакский царь Скунха. Саки носили такие характерные конусообразные колпаки. Азрбайджанцы после 1991 года решили считать саков своими предками.


ЗАГАДКИ ЗАУРАЛЬЯ

Зауралье, одно из самых, казалось бы, скучных мест на карте России, давно известно уфологам и аномальщикам-сталкерам. И слава у него не менее зловещая, чем у Псковской области. Когда в эти места пришла цивилизация, солдаты и крестьяне-переселенцы, по легенде, обнаружили следы каннибальских алтарей черемисов и подземных жильцов — тхетхетров.

МЕРТВАЯ НЕВЕСТА

Город Курган построен недалеко от захоронения дочери мифического хана Кадыра, которое и дало название этой местности. Обладающий несметными богатствами Золотой Орды, любящий отец положил в могилу прекрасной дочери целое состояние, остатки которого по сей день ищут историки и «черные копатели».
Говорят, что спустя столетия потревоженный дух этой древнетатарской принцессы, спасаясь от грабителей, скрылся в Чухломском озере. Но эта земля таит в себе не только одну красивую легенду, живописные места Кургана просто пропитаны мистикой.
Зауралье в целом и территорию Курганской области в частности можно смело назвать зоной мистической активности и удивительных аномалий. Чего стоят только поселок Глядянский, Черемисский вал и Савин! Каждое из этих мест имеет свою историю, окутано мифами и легендами.

ЛЕС ТХЕТХЕТРОВ

Поселок Глядянский расположен в 60 километрах от Кургана. Это странное место, поселок окружают леса, которые местные жители окрестили мертвыми. В бору много деревьев, напоминающих сломанные спички. На необитаемых полянах не встретить ни одного живого существа, не слышно даже птиц, зато буйная растительность удивляет размером листьев и плодов. Здесь глохнут даже радиосигналы. И ходят легенды, что места эти облюбовали маленькие человечки — тхетхетры, они живут под землей и обладают сверхъестественными способностями.
Я как-то мало верил, что есть под Глядянским какая-то аномалия, но мне подтвердила это моя машина. На разъезде на Макушино и Петухово начинает пищать радар, отказывает электроника, такие же свидетельства я слышал от многих водителей.



ШИРОНИНСКАЯ МЕЛЬНИЦА

В 8 километрах от поселка расположено еще одно странное место — Широнинская мельница, это настоящий небольшой водопад.
Когда-то здесь была мельница, а теперь — такое удивительно красивое место, обладающее необъяснимым притяжением. Сюда так приятно прийти отдохнуть. Этот берег манит какой-то неведомой силой, словно души предков назначают нам здесь свидание.


ЧЕРЕМИССКИЙ ВАЛ

На восток от Каменска-Уральского, вблизи села Черемисского, на правом берегу реки Исети находится урочище Черный Яр. Здесь еще первые русские переселенцы наткнулись на земляной вал трехметровой высоты, отсыпанный в виде треугольника с длинной сторон 7, 11 и 16 километров.
Хотя местные крестьяне считают, что это просто насыпь, которую надуло ветром, профессионалу видно, что вал искусственного происхождения. Вероятнее всего, это заградительное укрепление, возведенное в VI веке, в котором прятали скот и лошадей. Эту версию подтверждают расположенные неподалеку остатки двух могильных курганов и городище.
Кое-где вал прерывается: среднюю часть распахали, землю с краев постепенно растаскивают на чернозем. Сегодня длина Черемисского вала около 900 метров, место так до конца и не изучено. Местные жители, как и специалисты-эзотерики, уверены: самое глупое, что можно сделать с сохранившимися остатками Черемисского вала, — это распахать их. В тех частях Британии и Франции, где сохранилось хоть что-то времен римского владычества, связанное с кельтами, атребатами, веромандами и другими не нормандскими племенами, эти частицы истории тщательно оберегают и подновляют как великолепную туристическую приманку.

СВЯТИЛИЩЕ САВИН

В 40 километрах от Кургана, в Белозерском районе области, есть еще один археологический памятник — святилище Савин.
Это древняя обсерватория, здесь наши предки измеряли время и совершали свои обряды, которые помогали им делать простейшие прогнозы погоды. Обсерватория представляет собой два примыкающих кольца в форме восьмерки. Все дно устлано углями, в которых явно видны остатки костей животных.

Это место неслучайно было облюбовано племенами. Очевидцы утверждают, что здесь и сегодня ощущается сильная энергетика, которая притягивает эзотериков. Вокруг Кургана есть еще много таинственных и аномальных мест, интересных и для науки, и для туристов.



ЛЕГЕНДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Легенда о Царевом Кургане

Легенда о Царевом Кургане, которой обязана названием столица Зауралья, возникла очень давно, очевидно до того, как началось завоевание Сибири.

В книге «Тобольская губерния накануне 300-летия годовщины завоевания Сибири» изданной в 1881 г. говорится: «Около 1663 г. русскими, водворившимися уже прочным хозяйством в Сибири, основана была на отдаленном юге слобода Царево Городище, получившая название свое от стоявшего здесь в древности татарского Царева Городища. На расстоянии около версты к юго-западу от этого последнего находится и поныне земляная насыпь, известная у местных обывателей под названием Царева Кургана. Этот памятник сибирской древности имеет основание в окружности около 80 и высоту около 7 саженей. С уступов аршин на 8 его окружают вал и ров, из которых первый в конце прошлого столетия был вышиной около полтары саженей».

И далее в книге рассказывается легенда об этом Кургане.

… Давным-давно, говорится в ней, когда наш край заселяли полудикие племена, жил на месте нынешнего Кургана некий татарский хан Кадыр, потомок знаменитых мурз Золотой Орды. Его юрта стояла на крутом берегу Тобола, у живописного Алгинского яра. У хана была дочь неописуемой красоты. Он очень любил ее. Но судьбе было угодно оборвать жизнь юной красавицы. Она умерла. Убитый горем отец решил похоронить ее на самом красивом месте в Алгинском урочище. Он согнал сюда своих слуг и приказал им горстями насыпать землю на могилу дочери. Вырос высокий холм. Вместе с покойницей в нем было зарыто большое количество золота, серебра и разного добра, которым владела при жизни дочь хана.

Так возник Царев Курган. Он считался священным местом у кочевников. В течение многих веков они обходили его стороной, стараясь не нарушить сон, спящей красавицы. Вскоре о Царевом Кургане прослышали русские землепроходцы, т.к. стали ходить слухи, что в нем зарыт клад. На поиски этого клада отправилась ватага смельчаков. Им на каждом шагу грозила опасность от кочевых народов. Но они рискуя жизнью и свободой, пробирались все дальше в степь, пока не достигли знаменитого кургана. И когда они были уже у цели и начали разрывать Курган, на них неожиданно напали киргизские наездники — одних убили, других увели в плен. Через некоторое время образовалась новая артель кладоискателей. Их постигла та же учесть и третью и четвертую уничтожили кочевники. Многие русские удальцы погибли на половине дороги, не добравшись до священного места.

…Была летняя чудесная ночь, когда очередная партия кладоискателей подкралась к священному Кургану. Кругом стояла такая тишина, что слышно, как комар, пролетая, хлопает крыльями. Ни одна травинка не шелохнется. Кетмень врезался в твердую землю. Раздались глухие удары. Они нарушили тишину, потревожив сон степной красавицы. Загремел гром. Яркий свет озарил грабителей. Вокруг них разлетались огненные стрелы, и из глубины Кургана выехала золотая колесница, запряженная двумя белыми лошадьми. В колеснице сидела ханская дочь в богатом татарском наряде. Волосы ее были распущены. Головной убор украшали драгоценные камни. На руках светились бриллианты. Рассыпая изумрудные искры, колесница быстро унеслась на запад и вместе с девицей — красавицей утонула в водах Чухломского озера.

Кладоискатели продолжали поиски. Но золота в Царевом Кургане так и не нашли — они исчезли вместе с ханской дочерью…

В конце 18 века Царев Курган стал местом народного гуляния, в так называемый Троицын день. Сюда стекалось множество людей из города и близлежащих деревень и, по заветному обычаю, гуляли до глубокой ночи: водили хороводы, боролись, устраивали разные игры. Казалось бы, люди забыли, что под ногами у них лежит золотой клад… Летом 1959 и 1960 г.г. Южно-Уральской археологической экспедицией и курганским краеведческим музеем проводились раскопки знаменитого Царева Кургана. Раскопки показали, что Царев Курган был действительно могилой какого-то могущественного скифо-сарматского племени. Она сооружена примерно 2 с лишним тысячи лет назад, т.е. до н.э. Среди вещей, найденных в ней, были бронзовые наконечники, бусы, кинжалы, топоры, шилья, браслеты, обломки глиняной посуды, кости человека и домашних животных. В настоящее время эти вещи хранятся в Курганском краеведческом музее.

Озеро Медвежье (Петуховский район)

Есть несколько легенд о названии озера Медвежье. Одна из них повествует о старом, хромом и израненном медведе, который был видимо, очень несчастен и решил покончить счёты с жизнью. Однажды он вышел из дремучего леса на берег, залез в воду. Но, как ни старался мишка с головой окунуться в стихию, соленый раствор выталкивал грузное тело на поверхность. Три дня опечаленный зверь тщетно пытался погрузиться на дно. Наконец, он покинул озеро, и странное дело: хромоту как рукой сняло. Один из охотников, свидетель этого чудесного исцеления, рассказал об этом другим.

Озеро Акулинкино (Притобольный район) Жила давным-давно, может быть 200, а может быть и больше лет тому назад, в Утятке девица Акулина. Собой была пригожа, нрава доброго да угодливого. Взял её в жёны богатый жених. Жить бы да радоваться, да вот беда - невзлюбила свекровь сноху за бедность. Ступит Акулина - всё не так, сварит суп - свекровь ложку бросает. Учи жену - наказывает сыну. Часто попадало от мужа Акулине, и знал он, что не дело мучить жену, да только перечить матери не смел. Всё терпела кроткая Акулина. Но однажды её терпению пришёл конец. Вышла она росистым летним утром на берег любимого озера, взглянула в последний раз на ясное солнышко, на зелёный, облитый утренним багрянцем бор, на обсыпанный полевыми цветами луг, на дальний берёзовый лес, да и бросилась в озеро, утопила в нём своё неизбывное горе. И стала в нём вода чистая, прозрачная, как горючие Акулинкины слёзы.

С той поры и зовётся оно Акулинкино озеро.

Река Богатик (Белозерский район) 

В числе первых жителей посёлка Першино был одинокий детина Пантелей. Решил он поискать клад в Першинском кургане. Вот на Иванов день в полночь зашёл Пантелей на вершину кургана. Ночь была тёмная. Стал Пантелей копать, вдруг слышит позади сильный лошадиный топот. А обернуться — клад уйдёт. Пантелей и копает. Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Скоро затих ветер... Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огненным светом, вырвавшимся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, он стоял весь в пламени. Из пламенного свет перешёл в белоснежный и туг из ямы тихо-тихо выкатилась золотая карета. 
В ней сидела девушка с распущенными волосами. В этот миг Пантелей должен был схватить карету и крикнуть: «Чур моя». А он стоял как зачарованный. Карета помедлила уходить, но потом быстро покатилась по склону кургана и скрылась вдали. Утром сошёл Пантелей с кургана и увидел след кареты. След этот превратился в речку и люди назвали её Богатик. Так в ней скрылось богатство, которое упустил Пантелей. 

Река Глядяна (Притобольный район) 

Во второй половине 18в. на берегу реки появились первые избы переселенцев. Гонимые хозяйской немилостью, уходили они сюда. Здесь были богатые пастбища, вдосталь строительного материала, рыба, звери, камни, леса. Частые набеги Кучумовой орды объединяли людей. На берегу реки стояла сосна, которая служила стражем деревни. Постоянно на ней находился страж (часовой), который «глядел», прикрывшись рукой, не идёт ли враг, не возник ли пожар, всё ли в деревне гладко. От названия сосны, с которой «глядели» и получила название д. Глядянка (позднее село), а река стала называться Глядяной. 

Озеро Домнино (Частоозерский район) 

Жил на берегу озера богач, которому вся деревня в ноги кланялась, лютый. У него сирота жила, Домнушка. Скромная, приветливая, послушная. Родители умерли с голоду. Сначала она с сумой по деревням ходила, а когда ей 8 лет исполнилось, взял её к себе богач Пров Кузьмич. За гусями, ребятишками смотрела. 
Исполнилось ей 15 лет. В этом году хозяин нового батрака нанял. Был Фёдор из соседней деревни, красивый сильный. В работе ловок. Любил петь. Вот они и подружились, как запоют, любо. Полюбили они друг друга. А зимой поехал Фёдор за сеном и не вернулся. Памяти лишилась Домнушка. Шло время, но не забывалось горе. Стал домогаться её хозяин. Однажды на пасху все ушли в церковь, а хозяин вернулся и одолел её. Возненавидела его Домнушка. 
А утром убежала, устроилась батрачкой к вдове. Оказалась беременной, не снесла позора и утопилась в озере, которое и стали звать Домнино. 

Озеро Донки (Белозерский район) 

Давным-давно это было. Говорят, в России на р. Дон жил богатырь среди казаков. Русский царь приказал холопам схватить его и доставить в Москву. Привезли холопы богатыря к царю. — Покажи свою удаль, молодец! — сказал царь. Ну, казак согнул ось от телеги, разогнул подкову, разложил кряж пополам... — Оставайся при дворе служить - приказал царь. — Отпусти, батюшка, на волю - взмолился богатырь! Не отпустил царь казака, больно красив да статен был силач. Заперли его в подземелье. А он ночью взломал чугунную решётку и бежал в родные леса на Дону. 
На всех царских заставах поднялась тревога. По всей России начались поиски. А богатырь забрал семью и на Волгу подался, потом на Урал. Но и тут его преследовали. Тогда он бежал в Зауралье, скрылся в зарослях Тобола. Сколько ни рыскали царские псы, не нашли его. 
Однажды зимней ночью, когда в степи бушевала вьюга, к озеру прибились кочевники: татары, казахи. Они туг всегда зазимовывали. И вот утром кочевники увидели: посреди озера в густых зарослях стоит огромный дом, из трубы дым налит, вокруг дома стоят сараи, пролегла стеной изгородь.
Познакомились кочевники с русским богатырём, кунаками стали. - Расскажи — говорят старики - как дом строил! Из камыша. А сараи, крышу? Из камыша, изгородь тоже... - А дочку когда сватать можно? У богатыря было З дочери. И все красавицы невиданные, в отца, да в мать свою рукодельницу - казачку. Выдал силач первую дочь за лучшего чабана-казаха. Вторую - за самого смелого охотника-татарина. 
А третьей мать говорит: — Останься, Донюшка, с нами. Нам грустно будет одним без тебя. Осталась. Сватали степные богатыри Доню, а красавица всем отказывала - так она любила мать и отца, что не могла их оставить. Тогда какой-то шайтан выкрал у них дочку. Мать подумала, что она заблудилась на озере. 
По утрам выезжала на лодке и кричала — Доня, Донюшка ясноокая! Откликнись! Всё лето слышался голос женщины, потерявшей от горя рассудок. — Доня! Откликнись! Эхо разносило слова по камышам. — Дон-ки! Дон-ки! Ушёл русский богатырь помирать на родину. А кочевники с тех пор и прозвали озеро Донки. 

Озеро Крутали (Кетовский район) 

В давние времена из глубинных улусов Тургайских степей пролегали охотничьи тропы - сакмы в Илецкий бор. Они тянулись через ковыльные степи, мелкие перелески, меж пустынных и безымянных озер. У одного из них, в 20 верстах от Илецкого бора любили охотники - казахи сделать последний привал под могучей кроной одинокой ивы. Курталь и означает — одинокая ива... 
Во второй половине ХVII в. русские старожилы «наносят на чертеж» большое озеро Курталь. В 1770 году и крестьянин дер. Шатрово Исецкого пригорода (волости) Игнатий Логинович Неустроев переселился на земли «Курганской слободы» и завел вновь деревню Куртальную близ озера Курталь. 
К деревне приселились крестьяне из Утяцкой слободы и дер. Чесноковой. Под этим названием и встречается в архивных документах 60-х годов ХIХ в. озеро Курталь и дер. Куртальная. По ошибке ли канцеляристов или по прихоти чиновника, усомнившегося в правильности названия деревни, кто-то «начертать изволил» поверх зачёркнутого слова более благозвучное название «Крутали». Однако смысловое значение названия при этом в корне изменилось. 

Озеро Салтысарайское (Белозерский район) 

Были наши места глухие, звериные. Жили в них татарские орды, неспокойные, дрались друг с другом. Жили тогда три брата. Были они князьями своих родов. У каждого была своя военная сила, храбрая да воинственная. Старшего звали Салтысарек, среднего Першик, а младшего Ниап. Вот раз напала на них вражья сила таких же ордынцев. Шибко бились братья, не уступали врагу. 
Но враг был сильнее, и победа осталась за ним. Первого убили Салтысарека, потом второго брата Першика, а третий брат Ниап убежал в тайгу Боровлянскую и там долго скрывался, но враги следили за ним, нашли и утопили в лесной речке. Она и получила его имя — Ниап. У Першика был зять — Тебеняк. 
Он сражался вместе с тестем и тоже погиб. Остатки верных воинов похоронили Першика и на его могиле насыпали большой холм, который стал называться Першинским. Зятя Тебеняка похоронили на берегу реки. Вот и пошли названия: озеро Салтысарайское и село того же названия, бугор Першинский и с. Першино, речка Тебеняк, лесная речка Ниап. 

Озеро Татарское (Мокроусовский район) 

Давным-давно с востока двигались татаро-монгольские орлы. Войско хана Батыя не оставило в покое и семьи деревень. Частые набеги, угон девушек в неволю, убийство, издевательство. Всё это привело в гнев население общины. И мужчины вооружились, встретили отряд татаро - монголов у озера. 
Прошла битва. Монголы были разбиты. А героев битвы схоронили, после чего озеро, у которого произошла битва, стало называться Татарским, а село Могильным. 

Озеро Убиенное (Юргамышский район) 

Окунёвский уезд до середины ХVIII в. непосредственно граничил с землями Казахстанской орды и неоднократно подвергался нападениям со стороны феодалов-кочевников. Название озера «Убиенное» говорит об одном из таких нападений, а, следовательно, и сражении, которое произошло около него. Оно, очевидно, было очень крупным, с большим количеством убитых, отчего озеро и получило такое название, которое унаследовала и основанная на его берегу деревня. 

Озеро Чухломское (Кетовский район) 

На левом высоком берегу р. Тобола, на живописном месте Алгинского яра (Алгинский — с татарского значит знаменитый, отменный), где была первоначально основана слобода Царёво Городище, в древности имел свою юрту знаменитый татарский хан. В семействе его была красавица-дочь. Судьбе угодно было в юности прекратить жизнь её. По смерти отец похоронил милое дитя вблизи своего жилища и над могилою приказал посыпать высокий Курган. 
С незапамятных времён разрывали кладоискатели Царёв Курган... При подобных поисках, будто бы погребённая под Царёвым Курганом ханская дочь, не могшая вынести нарушения её покоя, принуждена была оставить свою могилу. 
В одну летнюю ночь, когда кладоискатели разрывали Курган, вдруг из глубины его на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белым лошадьми, показалась девица-красавица, в блестящем разными дорогими камнями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она мгновенно пронеслась по западу и вместе с колесницею утонула в глубине Чухломского озера.