Психологи, которые занимаются проблемами старости, говорят, что современное общество геронтофобно. Мы боимся старости. Не видим ее преимуществ. Стараемся скрывать возраст всеми возможными способами, иногда даже в ущерб здоровью. Чего стоят одни новости о поп-звездах, которые погибают под ножом пластического хирурга, – внешняя молодость становится самоцелью, а старение мозга все равно никто не увидит, так стоит ли о нем беспокоиться?
Мудрость, которая приходит с годами, считается успокоительной выдумкой для стариков. Неужели бабушки-сплетницы возле подъезда или старушки в очередях городских поликлиник – это мудрые люди? Выглядят они как озлобленные, разочарованные граждане с патологическими личностными изменениями.
Конфликт поколений тоже не добавляет позитива: на любом женском форуме в топе оказывается тема про несносную свекровь, токсичную мать или невыносимую бабушку-соседку с деменцией.
Но что говорит наука по поводу изменений интеллекта с возрастом? Правда ли, что мудрость приходит с годами?
Виды интеллекта
Интеллект – это сложная штука, которая обеспечивается согласованной работой многих отделов мозга. Различают академический и эмоциональный интеллект. Академический интеллект проверяют при помощи всем известного теста на IQ. Этот вид интеллекта представляет собой способность анализировать, переходить от общего к частному и наоборот, представлять абстрактные понятия.
Эмоциональный интеллект нельзя «натренировать» решением задач. Это умение интуитивно чувствовать желания и мотивы собеседника, находить общий язык с другими людьми и правильно понимать собственные эмоции. Разновидностью эмоционального является социальный интеллект. О нем идет много разговоров в научной среде: предполагается, что именно социальный интеллект является ключом к успешной карьере, личному магнетизму и успеху чуть ли не во всех сферах жизни.
Социальный интеллект помогает строить прогнозы развития межличностных отношений, обостряет интуицию и даже обеспечивает, по некоторым данным, психологическую выносливость. Это то, что принято называть житейской мудростью.
Разницу между академическим и социальным интеллектом можно понять, если вспомнить знакомых, которые отлично учились в школе и окончили институт с красным дипломом, однако на работе постоянно вступают в непримиримые противоречия с коллегами, начальством и не достигают значимых карьерных успехов.
Бывает и обратная ситуация, когда человек неважно учился, однако с детства умеет налаживать контакт с кем угодно и в дальнейшем становится успешным и уважаемым.
Именно поэтому результаты теста IQ можно использовать разве что для утешения собственного самолюбия, но никак не в качестве прогноза будущих карьерных успехов или востребованности в обществе. Работа интеллекта складывается из текучих и кристаллизованных способностей. И это разделение становится особенно заметным с возрастом.
Текучие когнитивные способности помогают принимать решения «в моменте», создавать новые алгоритмы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Например, это навык быстро и без скандалов договариваться с сотрудниками бюрократических учреждений, где в условиях ограниченного времени необходимо получить важный документ. Кристаллизованные способности заставляют нас обращаться к пережитому опыту, например когда нужно подобрать синоним к редко употребляемому слову. И если первая составляющая интеллекта с возрастом начинает «сбоить», то вторая сохраняется более или менее неизменной – разумеется, если мозг здоров и не имеет органических изменений.
Когда приходит мудрость?
Есть некоторые показатели интеллекта, которые способны даже улучшаться с возрастом. Это способность к осмыслению мира, себя и окружающих. Накопленный эмоциональный опыт помогает человеку с возрастом становиться менее эгоцентричным, развивать эмпатию. Это увеличивает проницательность, то есть способность верно оценивать события и прогнозировать их исход. Наконец, возрастные изменения психики в лучшую сторону состоят в том, что человек учится мягко менять стратегию, а не бездумно переходить к другой тактике.
Предполагается, что это помогает лучше справляться с негативными эмоциями, когда ожидания не оправдываются. С возрастом увеличивается объем пережитого опыта, что также может сделать человека мудрее. И если способность к наращиванию академического интеллекта с возрастом ухудшается (куда проще выучить три страницы анатомического атласа за одну ночь в двадцать лет, чем в семьдесят), то социальный интеллект может улучшиться.
И все-таки, вопреки перечисленным возможностям личностного роста, всего 5 % пожилых людей обладают развитым социальным интеллектом. Их-то и можно назвать мудрыми. Иными словами, не любой накопленный опыт делает человека более развитым.
Поэтому пенсионеры, которые ограничивают собственный досуг телевизором, с большой вероятностью окажутся в будущем теми самыми несносными свекровями, токсичными матерями и вредными бабушками в общественном транспорте, которым до всего есть дело.
Мудрость приходит, когда человек регулярно решает задачи по успешному взаимодействию с другими людьми. Человек, который всю жизнь вытачивает одни и те же детали на заводе, а в свободное время смотрит передачу «Давай поженимся» по телевизору, вряд ли обретет мудрость с возрастом. А вот волонтерство, наставничество и другие виды взаимодействия с людьми, когда нужно опираться на интеллект, помогают стать мудрее
Что вполне соотносится с обывательскими наблюдениями: мудрыми принято считать гуманистов, общественных деятелей и других людей, которые постоянно используют свой социальный интеллект во благо других. Это медийные личности, которые занимаются благотворительностью, врачи, ведущие активную просветительскую деятельность, психологи, которые делятся своим опытом, представители различных религий, где гуманизм ставится во главу угла.
Мудрый – значит скромный?
Специалисты называют важным признаком развитого социального интеллекта понимание ограниченности собственных знаний. Это значит, что мудрый человек критичен к себе, терпим и всегда учитывает контекст ситуации, не используя шаблонных стратегий на любой случай жизни. Поэтому-то мы так и не любим непрошеных советов: если человек не понимает неуместность своих замечаний и испытывает отчаянную потребность «нести свет знаний» всем подряд, вряд ли его наблюдения имеют какую-нибудь реальную ценность. С этим-то и связано ироническое отношение к «мудрым» советам свекровей – сентенциям, которые нескончаемым потоком льются в уши молодых мам.
Аналогичная история с хвастливыми рекомендациями неизвестных людей в Интернете, которые готовы дать экспертный комментарий на любую тему. Как стать мудрее?
Мудрость – это не то качество, которое по умолчанию приходит после определенного количества прожитых лет. Некоторым людям не везет, и с возрастом к ним приходит разве что деменция, связанная с нейродегенеративными заболеваниями, например болезнью Альцгеймера. И все-таки их меньшинство.
У человека есть реальная возможность улучшать свой интеллект с возрастом – так устроен мозг. Просто пользуются ею немногие. Интеллект улучшается при решении разнообразных жизненных задач. Это могут быть непростые житейские ситуации, когда нужно найти общий язык с другим человеком, отыскать компромисс, прийти к какому-то положительному результату. Это могут быть и абстрактные задачи вроде игры в шахматы или разгадывания судоку.
Старость кажется нам чем-то далеким, а потому возникает желание посмотреть весь сезон сериала за день, вместо того чтобы прочитать несколько страниц книги, заехать к маме на чай или пообщаться с друзьями. И все-таки мозгу нужна обогащенная среда на протяжении всей жизни, чтобы сохранить интеллект в рабочем состоянии. Поэтому новые книги, спектакли, путешествия и любая деятельность, которая дает пищу воображению, пойдут интеллекту на пользу. Никак не обойтись без сбалансированного питания и разумных физических нагрузок. Хронические болезни тоже часто оказывают не лучшее влияние на работу мозга, поэтому их важно держать в узде: наблюдаться у врача, выполнять его рекомендации. Понемногу делать что-то для развития своего интеллекта каждый день – это и есть инвестиция в будущую мудрость!