Возраст — всего лишь цифра


«Стареть — это все равно что взбираться на огромную гору: когда вы поднимаетесь, подъем вверх отнимает у вас силы, зато наверху вас ждет кристально прозрачный воздух и невероятно широкий обзор», — Ингмар Бергман.

О возрасте и всем, что с ним связано, ходит множество легенд и мифов. И первым из мифов является вера в то, что возраст ограничивает возможности, которые перед нами открываются. Правда в том, что в нашу эпоху никто не может быть ни слишком молодым, ни слишком старым для того, чтобы воплотить в жизнь свои мечты. Более того, мы видим примеры ошибочности этой веры каждый день… и все равно продолжаем верить.

Большинство из тех, кто прожил на этом свете более четырех десятилетий, склонны считать, что они уже вышли из возраста, подходящего для того, чтобы устанавливать для себя новые цели. Но… это совершенно не так.


Пока есть жизнь, есть и надежда.

То, насколько часто в нашей жизни появляются новые возможности, и насколько успешно мы их реализовываем, почти никак не соотносится с возрастом. Зато соотносится с настойчивостью, концентрацией и страстью. Да, первое и второе зачастую являются результатом жизненного опыта, а вот страсть… Очень многие люди добровольно лишают себя страсти, необходимой для достижения желаемого.

Именно поэтому большинство пожилых людей считают, что их время уже упущено, что у них больше нет права мечтать. И все это несмотря на то, что осень жизни — это как раз подходящее время для того, чтобы сделать то, о чем вы всегда мечтали.


Чарльз Дарвин знал, что никогда не бывает слишком поздно. Труд «Происхождение видов» полностью изменил наш взгляд на происхождение жизни на Земле и стал катализатором для множества последующих научных исследований. Но знали ли вы, что когда Чарльз Дарвин завершил свой труд, ему было 50 лет? Да, он начал свою карьеру исследователя, ученого и натуралиста в 22 года, но на то, чтобы закончить работу всей своей жизни, у него ушло целых 30 лет. Его книга произвела настоящий фурор, и изложенные в ней результаты исследований были революционными для своего времени, несмотря на то, что голова автора на тот момент была уже изрядно седой.

Томасу Эдисону было 67 лет, когда сгорело его главное детище — «Фабрика изобретений». Пожар уничтожил труды всей его жизни, включая прототипы изобретений и дневники мастера. Знаете, как он отреагировал? «Пожар унес с собой все наши ошибки. Теперь мы можем начать заново», — сказал Эдисон сыну, наблюдая за дымящимися руинами.


Уинстон Черчилль взял на себя управление Великобританией в возрасте 66 лет, а также стал одним из самых влиятельных и уважаемых государственных деятелей за всю историю Великобритании и во многом определил ход Второй Мировой войны. А еще он стал лауреатом Нобелевской премии мира по литературе — и ему тогда уже было 76 лет.

В настоящее время книги Жозе Сарамаго являются одними из самых читаемых во всем мире. Только вот мало кто знает, что ему удалось добиться первого литературного успеха лишь в возрасте 58 лет, когда была издан роман «Поднявшийся с земли». Он развил и укрепил этот успех другими романами, которые были более чем благосклонно восприняты критиками и читателями, и в конечном итоге привели его к Нобелевской премии в 1998-м году.

Писательница Тони Моррисон опубликовала свою первую книгу в 40-летнем возрасте. И 22 года спустя она получила Нобелевскую премию мира в области литературы.

Британская писательница Пенелопа Фицджеральд и вовсе издала свою первую книгу, когда ей исполнилось 60 лет. После многих личных трудностей и литературных разочарований ей все-таки удалось издать свою книгу. И всего несколько лет спустя она получила Букеровскую премию, одну из самых престижных литературных наград не только в Великобритании, но и во всем мире.

Истории Александра Флеминга, открывшего пенициллин, Уолта Диснея, Рэймонда Чандлера и многих других также доказывают, что возраст не имеет никакого отношения к тому, удастся ли вам добиться своей мечты.

«Слишком поздно» для этого становится лишь в двух случаях — когда вы перестаете мечтать, или же когда смерть уже стоит на пороге. Лишь тогда возможности растворяются без следа.