Не заметить этого доброго, невероятно харизматичного человека с печальными глазами было сложно — его любили абсолютно все. Единственным, кто не жаловал талантливого грустного комика Фрунзика Мкртчяна, была сама судьба — она постоянно преподносила испытания...
Не заметить этого доброго, невероятно харизматичного человека с печальными глазами было сложно — его любили абсолютно все. Единственным, кто не жаловал талантливого грустного комика Фрунзика Мкртчяна, была сама судьба — она постоянно преподносила испытания…
Мальчик с грустными глазами
Маленького Фрунзика, родившегося 4 июля 1930 года, назвали в честь легендарного героя гражданской войны. Вторым, домашним именем будущего актера было Мгер, что в переводе с армянского означает «светлый». Он был худым, нескладным, с внушительным носом и грустным взглядом больших глаз, поэтому часто вызывал у окружающих смех. Фрунзик хорошо рисовал, но не мечтал о карьере художника. Как впоследствии говорил сам актер, сцена влекла его просто безумно. На лестничной клетке перед своей квартирой Фрунзик вешал импровизированный занавес и устраивал небольшие представления для дворовых ребят, а потом играл в драмкружке местного текстильного комбината.
В 1951 году Фрунзик поступил в театрально-художественный институт, причем члены приемной комиссии в первую очередь обратили внимание на его внешность. «Этот парень хоть когда-нибудь смотрел на себя в зеркало?», — спросил кто-то. Это было не слишком приятно, но в абитуриенте было что-то такое, благодаря чему его сразу приняли на курс Вагарша Вагаршяна. Сам Фрунзик не задумывался о собственной привлекательности — он просто шел к своей мечте.
Начало карьеры и слава
На последнем курсе Мкртчян начал играть в театре и одновременно сниматься в кино. На подмостках он завоевал популярность практически сразу — после дебюта его спектакли начали собирать аншлаги. А вот режиссеры приглашали актера нечасто. После нескольких не слишком известных фильмов Фрунзика заметил Данелия, который снимал картину «Тридцать три», и дал ему шанс проявить себя. Мкртчян сыграл отлично, но фильм запретили «наверху» по идеологическим причинам. Правда, избежать славы ему не удалось — через год он снялся в роли водителя Джабраила и дяди главной героини в «Кавказской пленнице».
Дальше были «Айболит-66», «Двадцать шесть бакинских комиссаров», «Солдат и слон», а в 1977 году на экраны вышел фильм «Мимино». Он стал вторым звездным часом Фрунзика — его героя Рубика сразу же полюбили в народе и «разобрали» на цитаты.
Интересно, что вопрос об участии актера в фильме решил случай. Дело в том, что у режиссера было два варианта сценария — Мимино должен был жить в гостинице либо с эндокринологом из Свердловска (его роль предлагали Леонову), либо с шофером из Дилижана (Мкртчян). Данелия никак не мог выбрать наиболее удачный вариант и решил бросить монетку — жребий пал на Фрунзика.
Режиссер ни разу не пожалел о велении судьбы, ведь гениальный комик стал настоящей изюминкой сюжета. Известная сцена допроса водителя в суде целиком и полностью является импровизацией Мкртчяна. Кроме того, он придумал еще несколько эпизодов, но они не вошли в окончательный вариант картины. По словам брата Фрунзика Альберта, единственным неприятным моментом стало то, что во время съемок актер начал сильно пить, что со временем превратилось в привычку.
Комический талант актера действительно был невероятным. Однажды в США Мкртчян должен был выступать перед аудиторией, которая не знала ни русского, ни армянского языка. Актер вышел на сцену и просто 5 минут стоял перед зрителями, которые покатывались от смеха, после чего поклонился и ушел за кулисы. Появление Фрунзика действительно вызывало смех везде, где бы он не появился.
Сам Мкртчян считал себя скорее трагикомическим, чем чисто комическим актером, и считал, что смешное и грустное в жизни всегда идут рядом.
Большая любовь и большая боль
Мкртчян обладал потрясающей харизмой и очень нравился противоположному полу. Впервые он женился на девушке по имени Кнара, с которой учился в вузе, но брак быстро распался. А в конце 50-х мужчина встретил девушку, которая стала самой большой любовью и болью его жизни.
Совсем еще юная Донара Пилосян мечтала стать актрисой и познакомилась с Фрунзиком, когда он уже был известным артистом. Мкртчян, который был на 11 лет старше, безумно влюбился в красавицу, и вскоре они поженились. Молодая жена исполнила роль супруги Джабраила в «Кавказской пленнице», родила двоих детей и казалось, что в семье все будет хорошо.
Со временем близкие заметили, что Донара начала вести себя странно. Она устраивала истерики на ровном месте, ревновала мужа, с трудом отпускала его на съемки и подозревала любовницу в каждой женщине. Сначала Фрунзик списывал поведение жены на горячий темперамент, но потом понял, что с ней происходит неладное. По совету друзей Мкртчян отвел Донару к психиатру, который подтвердил худшие подозрения — причиной неадекватного поведения была наследственная шизофрения.
Фрунзик пытался лечить супругу, водил к разным врачам и даже отвез во Францию, но все было тщетно. Жить рядом с женщиной становилось все сложнее, и ее пришлось определить в психиатрическую клинику. Там она провела последние 25 лет жизни. Несчастная Донара не понимала, что больна и все время удивлялась, что не может выходить на сцену как раньше. В минуты просветления она вспоминала отрывки из ролей, организовала в больнице театральный кружок, а в 2011 году скончалась, надолго пережив и мужа, и сына.
После 50 лет Мкртчян сделал еще одну попытку устроить личную жизнь. Он женился на Тамаре Оганесян, дочери главы Союза писателей Армении. Когда один из друзей в шутку спросил, не зачастил ли он в ЗАГС, Фрунзик с юмором ответил: «Чаплин женился восемь раз. А я чем хуже?».
Брак продержался недолго, после чего Фрунзик остался в одиночестве и больше не заводил серьезных отношений.
Дочь Нуне вышла замуж и эмигрировала в Аргентину. Ходили слухи, что она погибла в автокатастрофе. Сам актер сказал, что дочери больше нет, имея в виду, что не общается с ней. Окружающие восприняли это как известие о смерти, но на самом деле Нуне пережила отца на 5 лет. Она умерла от оторвавшегося тромба после борьбы с раком шейки матки.
Провожал весь Ереван
Болезнь близких стала тяжелым ударом для Фрунзика. Он отказывался от хороших ролей и все чаще топил одиночество в спиртном, несмотря на поддержку родственников и друзей. В актерской среде о любви актера к веселым посиделкам ходили настоящие легенды в духе «Пришел как-то Фрунзик Мкртчян в ресторан…». Ему приписывают известную фразу, объясняющую, почему бездарности правят миром — они не пьют и с самого утра занимаются своей карьерой.
Мкртчян редко жаловался на одиночество, проблемы или самочувствие, но трагедии, которые произошли в его жизни, не прошли бесследно. Друг актера Сос Саркисян утверждает, что Фрунзик просто потерял желание жить. Незадолго до ухода из жизни он перенес клиническую смерть. Очнувшись, актер спросил: «Зачем вы меня вернули? Там все серебряное и очень спокойно».
В последние годы Мкртчян не снимался в кино. Он занимался созданием собственного театра и оказался талантливым режиссером, но наступил кризис 90-х. Любимый город Ереван изменился в худшую сторону, что сильно угнетало мужчину, один за другим уходили из жизни друзья. За год до смерти Фрунзик совсем упал духом, и в итоге сердце просто не выдержало потрясений.
Церемония прощания проходила 31 декабря 1993 года. Его похоронили в пантеоне парка имени Комитаса — там, где покоятся видные деятели армянского искусства. А организованный им театр и сейчас считается одним из главных культурных учреждений Еревана. Со стен фойе на зрителей смотрит Фрунзик Мкртчян и улыбается своей неповторимой грустно-веселой улыбкой.