«Есть вещи, которые нельзя прощать»: 3 цитаты Фаины Раневской



Важно уметь прощать, но «это не значит, что дураков нужно терпеть».

Едкий и зачастую циничный юмор Фаины Раневской давно стал классикой. В ее афоризмах много глубины, что называется, смех сквозь слезы.

Раневская говорила, что нужно уметь прощать, но «это не значит, что дураков нужно терпеть».

«Простить первый раз — мудрость, второй — наивность, а третий — глупость».

Наше воспитание создает жизненные ценности, которыми мы дорожим и которые определяют наши жизни. Одна из таких воспитательных ценностей, которая передается от бабушек-дедушек и родителей — это умение прощать. Жаль только, никто не сказал, что прощать нужно не всегда, а иногда прощение и вовсе губительно для нас и тех, кто рядом. Взрослый человек должен отвечать за свои поступки, особенно если они цикличны. Какой прок от прощения человека, который из раза в раз доставляет своими действиями неприятности? Никакого. Он не изменится, пока не поймет, что для истинного прощения ему нужно что-поменять в себе.

Всепрощающие люди оказывают медвежью услугу и себе и тому, кого они прощают из раза в раз — формируются нездоровые отношения, в которых один «чудит», а второй прощает — в них мало что меняется с течением жизни. Иногда «не простить» — это не значит закрыть сердце и превратить его в камень, это значит донести человеку напротив, что пора что-то менять, что на нем есть груз ответственности.

Часто доброе и всепрощающее сердце — это израненное всепрощением сердце, об этом важно помнить. Не стоит прощать тех, кто из раза в раз отщипывает от вашего открытого сердца по кусочку и ходит за прощением как за хлебом — это навредит обоим.

«Прощение — дело рук двоих».

Часто люди сталкиваются с тем, что прощение не приходит в их сердце. Они убеждают себя в том, что все хорошо, пытаются поверить своим же словам, но однажды понимают, что внутри все еще что-то гложет — полное прощение не пришло. Люди начинают переживать о том, почему не могут простить и винят себя в черствости, пытаются компенсировать свою обиду хорошим отношением к обидчику, чтобы доказать и себе и ему, что все хорошо. Это истощает. Великие психологи двадцатого столетия сравнивали психологические травмы с реальными: допустим, вы ушибли руку. Многое ли измениться в ощущениях, если вы скажете: «Я отпускаю боль и прощаю!» ? Боль от ушиба все еще останется.

С прощением — то же самое: иногда в открытое сердце бьют слишком больно, от чего боль и прощение не могут прийти от одного лишь желания. Просить прощения — просто, но часто ли люди берут на себя ответственность за то, что они сделали? Полноценное прощение невозможно без осознания обидчиком того, что он сделал. Часто на того, кому нанесли вред, ложиться двойная работа: именно он почему-то должен осознать то, что сделал обидчик и принять это, пока сам обидчик тихо в сторонке дожидается прощения. Прощение — дело рук двоих и если оно не приходит в ваше сердце, велика вероятность, что вторая сторона не приложила для этого никаких усилий.

«Иногда не простить — значит выбрать себя».

Не бойтесь выбирать себя. Иногда не простить — значит выбрать себя, свою свободу от чужого безрассудства и разгильдяйства. Мы не можем управлять поведением другим людей в отношении нас, но мы можем выбирать то, как к ним относиться и продолжать ли с ними отношения. Иногда не простить и уйти в сторону — значит защитить себя от будущих невзгод, оградить свое сердце от тех, кто им не дорожит, ради тех, кто будет его ценить. Израненное сердце открыть гораздо сложное, от чего люди часто закрывают от мира: иногда лучше закрыть сердце от одного человека, чтобы позже открыть его всему миру.

Не стоит нести на себе груз чужой глупости в отношении вас, оставьте за собой право сохранить свое сердце в целости и сохранности от чужого безрассудства и ненадежности — не давайте играть со своим сердцем. Иногда люди напротив понимают свои ошибки лишь тогда, когда вы четко даете им это понять, а прощение для многих — это лишь еще один шанс для безрассудства и ошибки, за прощением которой они придут к вам снова.